Строительство

Историческому центру Царицына возвращают его величие

Район современных улиц Невской,Пархоменко, Кубанской, Двинской – место символическое. Именно здесь стояликогда-то войска армии Емельяна Пугачёва, готовившегося к штурму Царицына.Именно здесь начинался подъём на легендарную Сибирь-гору, название которойдонесли старинные описания местности. Именно оно, это место, в середине XIX века стало настоящейлакмусовой бумажкой, обозначившей начало бурного развития города, превратившегоего из захолустья в сегодняшний мегаполис.

До начала 1860-х годов Царицынпредставлял собой довольно унылое зрелище. С упразднением в 1776 году Царицынскойсторожевой линии и постепенной утратой городом статуса крепости, Царицынпревратился в глухое захолустье, с населением около пяти тысяч человек и полнымотсутствием видимых перспектив развития. Дошло до того, что Дубовка,находившаяся в составе Царицынского уезда, обогнала Царицын в численностинаселения в два раза! Все шло к тому, что город когда-то потеряет даже свойуездный статус, поменяется с Дубовкой местами и окажется никому не ведомымгородишкой в Дубовском уезде, а позднее (и то, в лучшем случае) –райцентромДубовской области. Но судьба распорядилась иначе.

В 1862 году в Царицыне открываетсяВолго-Донская железная дорога, связавшая Дон и Волгу. Путь протяжённостью всегов 72 версты привёл к масштабному изменению структуры грузооборота во всейЕвропейской России. До строительства этой дороги огромный поток грузов,сплавлявшихся по Волге, нужно было разгружать либо в Дубовке, либо в Царицыне итащить на подводах, запряжённых волами, на Дон. Разумеется, было это сложно,долго и дорого. Строительство железной дороги существенно упростило и удешевилоэтот процесс. Однако, главный перелом наступает в 1871-м году, когда в городеоткрывается вторая железная дорога, соединившая уже построенную Волго-Донскую собщероссийской сетью дорог. До сих пор, путешествуя в Москву, мы проезжаем попути мимо станций со странными названиями – «Филоново», «Алексиково», «Арчеда».Странность этих названий в том, что населённые пункты, около которых онипостроены, называются совершенно не так. Объясняется же всё просто: этиназвания станции получили в 1871 году, когда открылась соединившая их новаяжелезная дорога. Конечной станцией этой новой дороги стал Грязе-Царицынскийвокзал, нынешний вокзал Волгоград-1. Эта линия открывается 25 июля 1871 года.  
 

Строительство Грязе-Царицынского вокзала, конец 1860-х годов. В будущемэто здание будет много раз перестраиваться, прежде чем станет современным.Сегодня на этом месте – железнодорожные пути, отсюда поезда уходят на Москву


Местность, по которой нынепроходят железнодорожные пути, была когда-то глубоким оврагом. Приехавший сюдав 1868 году будущий строитель дороги – Пётр Ионович Губонин, известныйстроительством многих других дорог по всей России, выкупил у города этот оврагвсего за полторы тысячи рублей и самолично определил, где будет стоять нынешнийвокзал. После начала железнодорожного движения Петру Губонину в знак егоогромных заслуг перед городом было присвоено звание почётного гражданинаЦарицына, что случилось в истории нашего города впервые. 
С этого момента местность зажелезной дорогой получает мощнейший импульс для развития. В считанные годызастройка «заполотновской» части города по масштабам обгоняет площадь старой,веками строившейся крепости. Сюда едут жить строители, купцы, ремесленники,самые активные и пассионарные люди со всей России. Начинается это стольвнезапно для города, что в первые годы Городская Управа начинает даже боротьсясо стихийно развивающейся застройкой, издавая различные постановления о сносепостроенных здесь домов. Однако бороться с этим город оказывается не всостоянии – слишком мощным оказался этот рост. 
 

Такой вид местность за полотном железной дороги имела в самом началебурной застройки, в конце 1870-х годов. Снято приблизительно с современной ул.Невской – в сторону Волги


Первоначально район зажелезнодорожным вокзалом застраивается небольшими домишками. На фоне старогоЦарицына они выглядят деревней. Однако время это проходит достаточно быстро. Местностьза полотном железной дороги вскоре включают в состав города, а на рубеже вековвыделают её уже в отдельный район, получивший наименование «Третья частьгорода» («Первой частью» был район старой крепости и возникшей вокруг неёзастройки, «Второй частью» – город за Царицей). К этому времени район этот былуже многочисленным, хорошо заселённым. Городская управа принимает решениевыделить этот район, присваивая его улицам особенные названия, связанные сименами рек и озёр. В Царицыне существовала такая практика – назвать улицы,объединяя районы общностью наименований. Так, большинство улиц старого центраносили наименования губернских городов – Саратовская, Нижегородская, Курская,Смоленская, Варшавская и т.п. От этих названий сегодня почти ничего неосталось, разве что «потерянная» во дворах улица Орловская. За Царицей все улицыносили названия уездных городов. До сих пор в Ворошиловском районе есть улицыКовровская, Козловская, Дубовская, а главной улицей района была Княгининская,ныне – Рабоче-Крестьянская. Третья часть имела улицы Невскую, Кубанскую,Двинскую,  Днестровскую, Камскую,Балтийскую и другие – эти улицы и сегодня есть в нашем городе. Было и многоулиц, существующих до нашего времени, но не сохранивших свои названия. Например,улица Пархоменко, на которой сегодня стоит строящийся «Машков», тоже возниклаещё в XIX веке и называлась когда-то Донской. 

К началу XX века Третьячасть города имела такой вид:
 

 

Снимок сделан с существующей нынеПожарной каланчи. Внизу мы видим переезд под полотном железной дороги. Этотпереезд, включая облицовку конца XIX века, и по сей день существует ипродолжает функционировать. Сразу за переездом – начинается улица Кубанская,также хранящая своё старинное название. Сразу слева видно здание Армянскойцеркви, снесённой в 30-е годы, на её месте сегодня – парадный вход на стадион«Динамо». Вдали белеет Свято-Духов монастырь, продолжающий своё служение и внаши дни. Ну а чуть правее центра – отлично сохранившееся здание Казённоговинного склада (так тогда официально именовались казённые ликёро-водочныезаводы). Это здание – редкий образец промышленной архитектуры конца XIX – начала  XX века сегодня является одним из самых интересных историческихзданий города. 
 
 

 

В средней части улицы Пархоменкостоит Сергиевская церковь. Этот новый храм построен здесь не случайно. В 1908году на средства известного мецената Александра Репникова на улице Двинской былвозведён Сергиевский храм. До сегодняшнего дня стоит на площади Павших борцов,возведённое когда-то на средства Репникова здание Нового экспериментальноготеатра. Храм стал центром духовной жизни этой части города, пережилСталинградскую битву и был снесён только в 70-е годы. 

Сегодня это место, как икогда-то, отнюдь не потеряно для города. Сейчас здесь развивается интереснейшийпроект, реализация которого продвигает архитектуру и имидж нашего города –жилой комплекс «Машковъ», строящийся на улице Пархоменко. 
 


«Машковъ», отличающийся яркимидеталями, оригинальной архитектурой, является достойным продолжателемградостроительных традиций и истории нашего города. Центр Волгограда всегдахарактеризовался яркой стильной застройкой, различными архитектурными приёмами.«Машков» отлично вписывается в эти традиции.

Район, в котором расположен ЖК«Машковъ» – место силы нашего города. Именно сюда шагнула сначала стараякрепость, когда к ней вновь, как и когда-то, ещё при стрельцах, прибыли новыесилы и новые люди, и только после этого пошла она расширяться, осваивая всёновые и новые земли, дотянувшись до бесконечно далёких когда-то Сарепты иЛатошинки. 
 
Тэги: новостройки, Центральный район Просмотров: 1689

Интересные статьи

Новостройки Волгограда: ЖК "Прекрасный"

Новостройки Волгограда имеют очень разные названия. Этот жилой комплекс, со столь «скромным» названием - «Прекрасный» - начал возводиться более 5 лет назад в Кра... Читать далее

Обзор новостроек: ЖК «Петровский»

Новостройки Волгограда в Советском районе прирастают жилым комплексом "Петровский". Практически на Второй продольной ведётся строительство высотного здания, которое через како... Читать далее

Обзор новостроек: ЖК "Александрийский"

В Ворошиловском районе Волгограда, недалеко от съезда со Второй продольной стоится жилой комплекса "Александрийский". Вообще, судя по проекту это должно быть довольно монументальное строен... Читать далее

Обзор новостроек: Римского-Корсакова, 8

Дом располагается в поселке Ангарский Дзержинского района фактически в 150-200 метрах от поворота с улицы Ангарской. Новостройка стоит в окружении частного сектора, впрочем, недалеко располагаются еще... Читать далее

Новостройки Волгограда: ЖК "Адмиралтейский"

Новостройка Волгограда ЖК «Адмиралтейский» возводится в довольно живописном месте южной части нашего города в Красноармейском районе. Именно здесь река Волга соединяется с Волго-Донским ка... Читать далее