Малка для откосов

.

Для чего нужна малка.

Во время выполнения строительных работ малка нужна очень редко, но она действительно выручает в нужные моменты.

Пользуясь малкой скорость увеличивается, качество выполненных работ улучшается. Предположим что мы укладываем ламинат или паркетную доску по диагонали. Чертим на полу линию, подбираем нужный нам угол (диагональ). Прикладываем малку к линии, раскладываем её, прижав к стене.

Переносим угол на ламинат, отрезаем его. Собрав небольшой участок пола прикладывайте малку сразу к готовой части пола, измеряйте угол.

Малка-угломер. Незаменимый транспортир строителя

Подрезая первый ряд кафельной плитки над ванной или над полом малка тоже может понадобиться. Часто бывает что установленная по уровню ванна имеет свои недостатки. Приходится подгонять низ плитки, отрезав его. Но после подгонки зазор между ванной и плиткой увеличивается. Чтобы это избежать нам необходимо отрезать низ плитки правильно с первого раза. Малка прикладывается к боку приклеенной плитки и ванной. Переносим линию на следующую плитку, отрезаем её.

Малка угломер.

Малка — инструмент для переноса углов и обустройства откосов дверей

Как сделать в домашних условиях, своими руками.

Малка (приспособление) — столярный и слесарный инструмент для разметки и измерения углов, черчения параллельных линий. Состоит из двух частей, скреплённых между собой зажимным винтом. Более толстая часть (колодка — основание) прижимается к заготовке, по тонкой части (линейке) производится разметка. Иногда между двумя частями малки нанесена шкала для измерения углов. Большие малки могут применяться при строительных работах.

В этом видео я расскажу: как сделать самодельную малку, из чего можно сделать етот угломер, расскажу о своей идее как быстро изготовить угломер универсальный своими руками в домашних условиях затратив всего несколько центов. Я покажу угломер какой я сделал свовими руками с подручных средств в домашних условиях, расскажу о достоинствах и недостатках етой малки.

Social comments Cackle

Малка как незаменимое подспорье в устройстве откосов

Необходимость измерить угол при проведении ремонтных работ возникает практически постоянно. Для этих целей есть очень удобный измерительный прибор – малка, именно о нем мы и хотим вам сегодня рассказать.

Малка – угломер, который способен на многое

Давайте сразу рассмотрим задачи, для которых предназначен данный измерительный прибор. Как  правило, основным предназначением такого устройства является измерение градусов существующего угла и перенос его в дальнейшем на заготовку или точный измерительный прибор. Особенно удобен и полезен при установке подоконников: замерив точный угол откоса, можно без труда перенести разметку на заготовку и довольно точно вырезать углы, и провести дальнейшую установку.

Также используется для вычисления «угла рассвета» при устройстве оконных откосов. Изначально прибор применялся для работы с деревом, но в дальнейшем перекочевал и в другие сферы строительных работ. Визуально данный инструмент очень похож на обычный слесарный угольник с прямым углом. Но по своей специфике малка – это угломер, и для того чтобы была возможность измерять углы, инструмент имеет подвижную часть, которая и определяет непосредственно заданный угол, как острый, так и развернутый.

  • Колодка является основой всего инструмента. На обычном угольнике это его нижняя часть, на обоих инструментах колодка выполняет одну и ту же роль. Только вот на малке колодка имеет прорезь, в которую прячется другая часть инструмента.
  • Перо является подвижной частью инструмента. Паз в колодке позволяет складывать инструмент, таким образом, он занимает очень мало места и удобен в использовании для мастера.
  • Крепежный элемент обычно выполнен в виде гайки «барашек». Позволяет фиксировать подвижную часть и делать точные размеры.

Стоит отметить, что данный измерительный прибор может быть выполнен как в деревянном исполнении, так и в металлическом. Деревянную малку обычно используют там, где есть опасение повредить поверхность, дерево не оставляет царапин при замерах.

Малка – инструмент, который поможет отмерить нужный угол

Если вы впервые столкнулись с новым прибором, не избежать вопроса: что это такое и как им пользоваться? Как уже было сказано, данный прибор помогает проводить измерение углов, и давайте в качестве примера отметим угол в сорок пять градусов. Такие цифры мы берем не просто так, а подразумеваем резку дерева под самым популярным углом. Так же можно выбрать любое другое значение, которое вас заинтересует. Технически малка – это тот инструмент, который способен отмерить угол от нуля до ста восьмидесяти градусов. Итак, приступим к замерам.

  1. Для начала можно найти нужный нам угол уже в готовом исполнении и провести замер. Можно также на специальном приборе выставить угол под нужным вам градусом.
  2. Далее полученный результат зафиксируем крепежным болтом, желательно, как можно крепче.
  3. После полученный угол прикладываем на деталь и проводим линию карандашом.
  4. Отрезаем ножовкой по дереву или электрическим лобзиком угол по разметке.

В данном примере предполагается разметка деревянной доски или разметка дверного наличника. Такой способ будет намного быстрее, чем разметка обычным угольником.

Как сделать малку в домашних условиях?

Конечно, сегодня весь необходимый инструмент, в нашем случае малку, можно купить в строительном магазине. Но порой возникают ситуации, когда прибор нужен сейчас, и нет на это времени, или в продаже попросту нет в наличии нужного инструмента. Давайте попробуем разобраться, как сделать малку своими руками из подручных средств. И вот что нам из материалов понадобится для этих целей:

  • Деревянный брус размером 20 на 30 мм. Из него мы изготовим колодку.
  • Фанера толщиной от 3 до 5 мм, она будет являться подвижной частью инструмента, пером.
  • Крепежный элемент в виде гайки и болта.
  • Электрическая дрель и сверло, соответствующее диаметру крепежного элемента.

Подготовив все составляющие будущего инструмента, можно начинать его сборку. В первую очередь начнем изготовление колодки. Отмеряем от деревянного бруска 10 сантиметров, можно и больше, но превышать длину в 15 сантиметров не стоит. Отрезаем ножовкой нужный размер будущей колодки. Следующим этапом по изготовлению инструмента будет устройство прорези для пера. Для этого с одной стороны торцевого основания колодки делаем надрез, и пока отложим колодку в сторону.

Теперь перейдем к изготовлению пера, которое можно вырезать из фанеры или другого подходящего материала. Отметим на фанере будущие размеры элемента, ширина пера 20-30 мм, длина может достигать 300-400 мм. Совет! Все размеры, приводимые в данном примере, могут быть изменены по собственному усмотрению. В процессе изготовления малки вы можете увеличить длину колодки и пера, главное, чтобы вам было удобно работать сделанным инструментом. Перо готово, и теперь уже его можно более точно подогнать в колодке.

Проверьте еще раз надрез в торце бруска, перо должно при попытке сложить инструмент образовывать острый угол, хотя, конечно, не во всех случаях это бывает нужно. Когда все готово, нужно установить крепеж на место, для этого сопоставьте детали под углом 90 градусов и просверлите дрелью отверстие насквозь. После вставьте болт и зажмите части между собой гайкой. Теоретически наш инструмент готов, осталось немного доработать перо. Двигайте его в колодке, и выступающие углы дополнительно обработайте. Лишние стоит удалить и места среза обработать наждачной бумагой.

Как пользоваться малкой на примере устройства откосов

Давайте теперь сделанную вами малку испытаем в рабочих условиях, и испытание она будет проходить на устройстве оконных откосов. Наш инструмент поможет провести правильное оштукатуривание на основании существующих стандартов. Как известно, оконные откосы имеют определенный угол, строители называют его «угол рассвета». Но по правилам все углы должны быть одинаковые и симметричные, если не соблюдать эти правила, то разные откосы будет видно невооруженным глазом. Вот инструкция, как пользоваться малкой для получения равномерных углов.

Как пользоваться малкой — пошаговая схема

Шаг 1: Подготовка стен и оконного проема

Все стены помещения, в котором вы планируете сделать откосы, должны быть полностью оштукатурены. Как правило, на оконных проемах штукатурка заканчивается. Сами откосы должны быть подготовлены, очищены от пыли и обработаны грунтом. Также, если окно было установлено с помощью монтажной пены, выступающие излишки необходимо предварительно удалить при помощи ножа.

Шаг 2: Выбираем «угол рассвета»

Теперь нам нужно, прежде всего, определиться с углом, под которым будет проводиться штукатурка на откосах.

Для этого колодку малки устанавливаем по краю оконной рамы и движением пера определяем угол по краю оконного проема со стороны стены. Фиксируем полученный результат на малке и проверяем соответствие по периметру оконного проема. Если при проверке выбранный угол не совпадает с выбранным значением, необходимо подрубить штукатурку со стороны стены или изменить угол на малке.

Шаг 3: Выравниваем угол откоса

Обычно на оконном проеме штукатурка заканчивается в хаотичном порядке, ровные углы выводят во время работы с откосами. Для того чтобы сделать идеальные углы откосов, нужно просто установить рейку на стену по краю откосов по периметру окна. Для этого малкой определяем, где будет находиться край рейки, и крепим ее саморезами или обычными гвоздями к стене. Не забываем строительным уровнем проверять рейку по вертикали, она должна стоять строго по уровню.

Малка для откосов

Шаг 4: Наносим раствор, задаем угол

Когда рейки установлены на углы откосов, приступаем к нанесению штукатурной смеси. Для этого мастерком под углом нанесите раствор на откос, желательно с небольшим излишком. После малкой следует удалить излишки штукатурной смеси и предать откосу направление угла. В этом случае установите колодку на оконную раму, точно так же, как мы поступали во время замеров, и проведите колодкой по раме снизу вверх. При этом перо удалит излишки и выровняет рабочую поверхность. Если после проделанных работ на откосе остаются ямы, добавьте раствора и снова снимите излишки малкой.

Шаг 5: Чистовая отделка

Обычно при устройстве откосов слой штукатурки может достигать 5 мм и более. В этом случае не спешите сразу выровнять откос в ноль, от своей тяжести раствор может попросту отвалиться или «поплыть». В этом случае ему лучше отстояться в течение суток. На следующий день, когда раствор застыл, нужно с помощью штукатурной терки заделать смесью все изъяны в виде углублений и перетереть поверхность в ноль.Благодаря такому способу ваши откосы будут достаточно ровные и эстетичные, плюс ко всему, данный метод не предусматривает дополнительную установку маяков. Применяя такой подход на практике, вы сможете сделать откосы во всем доме с одинаковым «углом рассвета».

Плазовые разбивки теоретических чертежей строящегося судна производят для того, чтобы с помощью их производить разметки контурных криволинейных деталей набора корпуса: шпангоутов, стрингеров, бимсов, листов обшивки и прочее. На плазе изготовляют так называемую плазовую оснастку.

К плазовой оснастке относят: плазовые рейки со снятыми на них размерами расстояний от ДП пазов, стрингеров, голубниц и др. (в последнее время такие рейки применяют ограниченно), малочные доски, контурные и гибочные шаблоны (для гибки и разметки деталей корпуса со всеми исходными размерами), плазовые каркасы (для изготовления по ним листов сложной погиби), макеты (для отработки монтажа оборудования или формы сопряжения различных деталей) и модели (для обработки форм литых деталей корпуса).

Рейки делают из хорошо просушенных сосновых брусков сечениями: 20X20 мм — для продольных растяжек и 5×30 мм — для поперечных растяжек. Последние накладываются друг на друга по кривым (3—4 рейки). Размеры, снятые непосредственно с плаза или развертки, наносят на одну из 4-х сторон рейки; на следующей стороне снимают другие замеры и т. д. Для избежания ошибок при разметке на рейке соседние размеры дают с перекроем, т. е. если дана рейка между 10 и 20 шпангоутами, то следующую рейку дают не от 21 шпангоута, а от 18 до 28-го шпангоута.

Каждая рейка имеет свой номер и название. Если рейка служит для разметки листа вдоль корпуса, то на ней указывают носовую и кормовую части, если же рейка служит для разметки листа по борту, то на ней указывают «низ» и «верх» (рис. 44). На рейке указывают также порядковые номера шпангоутов, переборок или других отправных точек, которые являются основой для разметки. Но разметку по чертежам и плазовым рейкам производят только при индивидуальном и мелкосерийном строительстве (2—3 судна в год) и при судоремонте. На рис. 45 показан перенос контура кривой с помощью строевой линии с плаза. В середине контура детали на плазе, ограниченной кривой линией 1, с которой снимают рейку, проводят произвольную прямую — строевую линию и делят ее на 10—12 частей. Затем на рейку № 1 наносят расстояния от строевой линии в обе стороны до линии очертания (до точек а, 6, с, d, е, f, k, m, n), причем строевую линию на рейке отмечают буквой с. На рейку № 2, уложенную параллельно строевой линии, наносят точки деления строевой 1, 2, 3,4, 5 и т. д. Пользуясь этими двумя рейками, можно перенести любое очертание детали с плаза на размечаемый лист.


Рис. 44. Примеры обозначения на рейках для сварных конструкций:
1 — риска диаметральной плоскости или теоретического шпангоута, 2 — риска обреза, 3 — риска места приварки листа или угольника (расстояние между рисками соответствует толщине металла), 4 — контрольная риска, 5 — линия строжки, 6 — обозначение длины шва при сварке прерывистым швом, 7 — обозначение номера практического шпангоута, 8 — обозначение  стыка или паза

Рис. 45. Перенос контура кривой с помощью строевой линии

Малкой называют угол между корпусными деталями, не равный прямому. Угол, больший 90° (тупой), называют разводной малкой; угол, меньший 90° (острый) —сводной малкой. Под малку соединяют наружную обшивку и настилы палуб со шпангоутами, особенно в оконечностях корпуса судна.

Малку всегда определяют но плазовому корпусу. Для этого с проекции «Корпус» снимают «прогресс», т. е. расстояние между соседними практическими шпангоутами по прямой и строят продольную растяжку в данной шпации. Угол между направлением шпангоута и направлением продольной растяжки является искомой малкой. Малку можно определить прибором — плазовым малочником (рис. 46). На вертикальной рейке малочника откладывают практическую шпацию (Шн), горизонтальную рейку устанавливают по направлению прогресса, а конец рейки гипотенузы устанавливают на расстоянии прогресса n от вертикальной рейки. Угол между рейкой гипотенузы и горизонтальной рейкой будет искомой малкой. Затем снятые малки наносят на малочные доски и передают их в цех. Перенос малок с малочной доски на конструкцию производят угольником с подвижными полками. При любых соединениях частей корпуса стремятся к тому, чтобы малка была разводной.


Рис. 46. Снятие малок:
а — проекция «Корпус», б — построение малки, в — малочник; 1 — вертикальная рейка, 2 —рейка гипотенузы, 3 — горизонтальная рейка, 4 — малочная  доска

Шаблоны, по которым производят растяжку криволинейных деталей, должны быть изготовлены в натуральную величину, поэтому при масштабном исполнении плазового корпуса необходимо увеличивать проекцию «Корпус» до натуральных размеров.

Шаблон — плоский образец, по которому изготовляют детали или проверяют правильность формы готового изделия. При постройке судна шаблоны используют для разметки деталей корпуса, проверки формы согнутых листовых и профильных деталей, а также для контуровки плоских секций и выполнения многих проверочных работ.

Шаблоны изготовляют из досок толщиной 10—15 мм и фанеры толщиной 3—5 мм. Крупногабаритные контурные и гибочные шаблоны изготовляют как наборные из досок, а мелкие для деталей — из фанеры (рис. 47). При серийной постройке судов шаблоны часто изготовляют из тонких стальных листов или из алюминиевых сплавов. Точность изготовления шаблонов должна быть такой, чтобы на его рабочих кромках не было отступлений от плазовых линий более чем на 0,5 мм (половина толщины линии на натурном плазе).


Рис. 47. Шаблоны различного назначения:
А — из досок для гибки шпангоута, б — из фанерных планок для контуровки листа наружной обшивки после гибки, в — фанерный для разметки книц, г — из досок для проверки поперечной погиби листа наружной обшивки при гибке, д — наборный из досок, е — целый из фанеры (черные прямоугольники — места для маркировки)

На доску для будущего шаблона кривую линию переносят с натурного плаза следующими способами:
первый способ состоит в том, что на  полу плаза (или на плазовом щите) вдоль снимаемой кривой линии укладывают гвозди стержнями по направлению радиуса кривизны линии, а шляпками — вдоль кривой линии. На гвозди сверху укладывают доску и прижимают ее так, чтобы шляпки гвоздей врезались в доску или оставили на ней отпечатки. По этим отпечаткам на доске с помощью гибкой рейки прочерчивают требуемую линию, по которой обрезают доску.

Малка — вещь нужная и полезная.

Таким образом получают шаблон. Чтобы не портить плаз, шляпки гвоздей с одной стороны спиливают;
второй способ — способ снятия кривых с помощью плазовых шпилек. Шпильки представляют собой металлические пластинки с отогнутыми под прямым углом и заточенными концами (рис. 48). Шпильки кладут по линии острыми концами вверх, аккуратно укладывают на них доску заготовки шаблона и прижимают ее к шпилькам. Острые концы шпилек врезаются в заготовку, отмечая копируемую линию. Проколы соединяют плавной линией, затем обрезают доску на ленточной пиле и обрабатывают столярными инструментами, контролируя точность рабочей кромки шаблона по линии плаза;


Рис. 48. Снятие контура шаблона с помощью плазовых шпилек:
1 — линия шпангоута на проекции «Корпус», 2 — плазовые шпильки, 3 — заготовка шаблона

третий способ состоит в том, что на полу плаза рядом со снимаемой кривой укладывают доску шаблона и циркулем на этой доске засекают дуги одного радиуса. Затем гибкой рейкой прочерчивают по дугам необходимую кривую (как огибающую). Этот способ дает большую точность при переносе кривых с плаза.

Для крупногабаритных шаблонов сначала изготовляют вышеуказанными способами элементы (стороны), устанавливают и проверяют их по линиям плаза, затем сколачивают их гвоздями и раскрепляют раскосами для обеспечения жесткости.

На готовые шаблоны наносят риски стыков и пазов листов, притыкания стрингеров, голубниц и другие контрольные линии и условные обозначения. Обязательно на шаблоне наносят контрольную линию (например, ДП судна или нулевую килевую) ; правильность шаблона проверяют натягиванием нитки (шнура), которая должна совпадать с контрольной.

Каркасы плазовые делают для изготовления по ним листов или конструкций сложной формы (рис. 49); выполняют при невозможности создания достаточно точной геометрической развертки листа, т. е. для проверки погиби листов особо сложной кривизны.


Рис. 49. Изготовлена каркаса:
а — проекция линий детали на плазовом «Корпусе», б — шаблон сечения для каркаса; в — собранный каркас, г — шаблон раскроя для разметки детали, изготовленный с каркаса

Каркасы изготовляют из отдельных поперечных деревянных шаблонов (толщиной 10—12 мм) в виде рамок, устанавливаемых в плоскостях шпангоутов, соединяемых друг с другом продольными гибкими рейками, как продольными связями. При установке каркаса на плазе расстояния между шаблонами должны быть равны нормальной шпации. При установке шаблонов-шпангоутов на плазе необходимо соблюдать вертикальность этих шаблонов (по угольнику) и стремиться к тому, чтобы контрольная линия, прочерченная на плазе, совпадала с контрольной линией на шаблонах. Поперечные шаблоны делают на один борт с перекрытием ДП и по борту не менее 500 мм. Такие каркасы бывают очень громоздкими, поэтому (для экономии пиломатериалов и удобства работы) изготовляют усеченные каркасы, у которых основание не перпендикулярно плоскости шпангоутов и их сборку производят по малкам. Эту работу выполняют точным построением.

Макеты отдельных отсеков или их частей изготовляют для уточнения расположения на судне машин, механизмов, трубопроводов, трасс электрических кабелей и приборов, а также для отработки сопряжения обводов наиболее сложных частей корпуса (выкружки, кронштейны, якорные клюзы). По макетам (после отработки) составляют рабочие чертежи и модели для отливок.

Очень часто изготовляют макет носовой части оконечности с якорными клюзами. На макете протаскивают модель якоря и затем отрабатывают форму якорного клюза, чтобы якорь на судне входил в клюз и лапы якоря прилегали к корпусу по-походному.

На макете проверяют выход гребного вала в корме корпуса и после этого изготовляют деревянную модель дейдвуда корпуса с мортирами и лапами кронштейнов гребных валов.

Всю перечисленную оснастку относят к натурным размерам корпуса, но, как выше было указано, применяют и масштабную разметку.

Разработка эскизов. Большинство разрабатываемых на плазе эскизов можно разбить на две основные группы: эскизы разметочные (т. е. для разметки деталей корпуса) и эскизы для сборки и контуровки секций. Большинство эскизов являются разметочными. Эскизы разрабатывают на основании рабочих чертежей, плазовой разбивки корпуса, разверток листов обшивки, шаблонов, каркасов и макетов. Детали на эскизах вычерчивают без масштаба, но с соблюдением примерной пропорциональности размеров (Рис. 50).

Рис. 50. Эскизы: а — стрингера, б — секции

Размеры на эскизах проставляются от двух взаимно перпендикулярных линий, принимаемых за базовые. Кроме контура детали и ее размеров на эскизах наносятся линии вырезов, контрольные линии, линии притыкания смежных деталей, а также отмечается положение детали на судне, количество деталей, изготовляемых по данному эскизу, марка и толщина материала, номер заказа, чертежа и детали. С плаза эскизы передают в технологическое бюро, где на них проставляют порядок обработки деталей. Эскизы, как правило, разрабатывают отдельно для каждой детали и затем брошюруют по секциям.

Эскиз является основным документом при разметке деталей на металле. Для разметки наиболее сложных деталей к эскизам прилагают шаблоны, рейки или каркасы, что специально оговаривается в эскизах.

Мне часто приходится заниматься разными монтажными работами, где требуется такой инструмент как уровень или угломер. Поэтому я решил сделать самодельный угломер. Как оказалось, сделать его совсем не так сложно, как казалось вначале. На фото я измеряю угол наклона стропил на чердаке.

Главная составляющая угломера — обычный школьный транспортир. Под основание угломера я использовал дощечку из сосны с соотношением сторон 1х4. От сторон и углов этой дощечки будет зависеть правильность показаний угломера, поэтому ее необходимо изготовить с максимальной точностью. Проверяем углы и диагональ.

Поставьте дощечку на ровную поверхность и прижмите к ней транспортир, затем нужно зафиксировать транспортир с помощью струбцин. Следите чтобы транспортир не сдвинулся, когда вы будете затягивать струбцины .

Что такое малка.

От этого будет зависеть точность самодельного угломера.

Сверлим отверстия под саморезы и проходим зенковкой, чтобы шляпки саморезов не выступали и указатель угломера не цеплялся за них.

Указатель угломера можно сделать из гвоздя или толстой проволоки. У меня есть сварка, поэтому я просто приварил гвоздь к гайке и обработал неровности на нождаке. Если сварки нет, то можно сделать указатель из проволоки, загнув один конец круглогубцами.

В центре круга транспортира тонким сверлом сверлим отверстие под саморез и привинчиваем указатель угломера.

Осталось только откалибровать угломер. Для этого нужно строго горизонтально выставить уровень и поставить на него угломер. Если указатель показывает не 90 градусов, добиваемся точности просто аккуратно сгибая гвоздь в нужную сторону. Вот и все — самодельный угломер готов.

Маленький бонус всем посетителям блога, смешное видео:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *