Как восстановить переплет и обложку книги

Как приклеить корешок книги

Попросили на днях починить вот эту старенькую книгу о вкусной и здоровой пище. При беглом осмотре, сразу захотелось сделать полностью новую обложку а эту выбросить ибо она вся изорвана, мятая и грязная. Даже пришла мысль, обрезать страницы на 3-5 мм по периметру книжного блока, так как эти торцы были тоже в ужасном состоянии, засаленные, порванные и выцветшие от времени. Но так как хозяин не дал добро на полную перепланировку, то есть он просил только склеить обложку как нибудь. То решил оставить всё как есть, соединив между собой только отвороты обложек. К тому же специалист по реставрации книг из меня никакой, поэтому настаивать на полной переделке я не стал.

В общем вот что мы имеем, вернее сказать чего мы не имеем, а не имеем мы корешка от обложки.

Из картона толщиной 2 мм вырезал новый корешок по ширине книжного блока. Длину корешка выбрал среднюю, так как обложки на этой книжке разные, лицевая на 5 мм больше.

С торцов самих обложек срезал все лохмотья.

Так как книжечка довольно массивная, решил склеивать все фрагменты тканью, к тому же из неё получится идеальный и прочный шарнир. В моём случае это оказалась ткань от занавесок для ванной комнаты. В последствии выяснилось что она плохо смазывается жидким клеем, он просто скатывается с неё как с гуся вода. Но если мазать густым клеем (не разбавляя), то вполне прекрасно смазывается и пропитывается.

Смазал ткань клеем ПВА, положил на неё сверху фрагменты обложки, с отступом в 5 мм между ними, сверху ещё один кусок такой же ткани и придавил грузом на ночь. Чтобы обложка не приклеивалась к полу или к чему либо ненужному, накрывал всё это плёнкой. Но не герметично (небольшими кусочками плёнки) ибо ПВА будет очень долго сохнуть в пакетах. Я клеил два куска ткани, сверху и снизу, но легче наверное обойтись одним длинным куском.

После того как обложка высохла, вкладываем в неё книжный блок и видим что блок выступает наружу почти на сантиметр, то есть обложка оказалась мала. Чертыхаемся, делаем точные замеры, на которые забили ранее, после чего разрезаем обложку на фрагменты и склеиваем заново, но уже с нужным отступом от корешка.

Здесь зазор между фрагментами уже 1,5 см.

Нашёл кусок дермантина от какой то старой папки для документов. К сожалению эта кожа ничем не армирована, практически голая резина, но для более пристойного внешнего вида, решил всё же замаскировать ею светлую ткань. Кусок вырезал чуть больше, чтобы полностью спрятать под ним светлую.

Клеим точно так же как и предыдущий кусок ткани.

Так как кожа толстая, вклеил с внутренней стороны пару кусков картона, чтобы впоследствии избавиться от ступенек на видном месте и вывести всё в одну плоскость. Кстати здесь по верхней кромке видно кривизну, из-за того что куски обложки разной высоты.

Пока обложка сохнет. Приклеил кусок ткани на торец книжного блока, оставив свободными уши по 2 см. с каждой стороны. Клеим очень тщательно чтобы клей пропитался сквозь ткань. Вообще то специалисты используют для этого бинт, к тому же по длине его делают чуть короче, но я решил попробовать более прочный материал.

Из тонкого картона согнул уголки, они у меня будут выполнять роль форзаца. Так как внешний вид больше испорчен на обложке, то на неё пойдут широкие края, а узенькие к книжному блоку.

Отступил от корешка книжного блока около 5 мм и приклеил форзац к книге, клею мазал не очень много, так как на лицевой стороне потёки нам не нужны.

Теперь приклеиваем снаружи напуски ткани к форзацу и отправляем под гнёт.

Как то так в итоге у меня получилось, нечто вроде маленькой странички, которую осталось приклеить к обложке.

Это уже ответственный момент, надо постараться промазать и склеить сразу обе стороны. Вкладываем книжный блок в обложку, хорошенько выравниваем его внутри и кладём книгу на пол, стараясь не сдвинуть блок внутри. Аккуратно открываем верхнюю створку, облокотив её на что либо, смазываем клеем форзац на книжном блоке (торец блока не мажем) и закрываем створку, не забываем про плёнку под форзац иначе он может приклеиться к страницам книги если очень много клея намажете. Переворачиваем книгу, проделываем всё то же самое с другой стороны и отправляем под гнёт.

Между форзацем и обложкой можно вклеить полоску ткани, которая будет выполнять роль закладки. Её лучше приклеить к форзацу или обложке заранее, пока не вклеен книжный блок.

В общем сушил её около двух суток. Снаружи видны следы клея выдавленные из под дермантина. Крупные капли счистил скальпелем, остальное стёр влажной тряпкой ибо засохший ПВА при должном усердии можно смыть водой, заодно и обложка стала светлее.

Из закладки сделал ножницами змеиный язычок.

С боков книжного блока видно немного светлой ткани, видимо по этой причине обычно клеят эту полосу чуть короче книжного блока.

Ну вот как то так в итоге у меня стал выглядеть новый корешок. Конечно рисунок на лицевой стороне немного прикрыт теперь, но так как сама обложка в ужасном состоянии, то я не особо пытался сохранить его. Если сразу подобрать красивую, прочную ткань или дермантин, то не придётся городить этот слоёный пирог. Просто склеиваете ею все части картона и обложка готова, можно даже полностью оклеить картон, получится имитация кожаной и дорогой книги. Я в начале вообще хотел оставить светлую ткань, просто покрасив её снаружи под цвет обложки, но потом нашёл этот кусок дермантина от папки и решил использовать его.

На днях возился с этой маленькой книжкой в которой уже книжный блок развалился и странички начали высыпаться.

Написать сообщение автору
Автор: Nikolay Golovin — — — — —
14.02.2014

Другие странички сайта

При копировании материалов с сайта, активная обратная ссылка на сайт www.mihaniko.ru обязательна.
Автор: Nikolay Golovin / mh@mihaniko.ru
Мой хостинг-провайдер BeGet.ru
12 04 2012

Блокнот ‘Уничтожь меня’. Что это?

Как нарисовать сломанный корешок книги

Похожие:

Наш проект живет и развивается для тех, кто ищет ответы на свои вопросы и стремится не потеряться в бушующем море зачастую бесполезной информации. На этой странице мы рассказали (а точнее — показали 🙂 вам Как нарисовать сломанный корешок книги. Кроме этого, мы нашли и добавили для вас тысячи других видеороликов, способных ответить, кажется, на любой ваш вопрос. Однако, если на сайте все же не оказалось интересующей информации — напишите нам, мы подготовим ее для вас и добавим на наш сайт!
Если вам не сложно — оставьте, пожалуйста, свой отзыв, насколько полной и полезной была размещенная на нашем сайте информация о том, Как нарисовать сломанный корешок книги.

Мы будем Вам очень признательны, если Вы оцените данную книгу или поделитесь своими впечатлениями о книге на странице комментариев.

Василий Гавриленко
У книги слабый корешок

Анна Павловна сложила в сумочку обед, расческу, зеркальце, навесила на грудь автомат и вышла из дому.

Было часов семь утра и солнце стояло достаточно высоко. У цветочной клумбы роились пчелы, где-то высоко в небе трезвонила какая-то пичуга. Анна Павловна с наслаждением вдохнула свежий воздух, улыбка появилась на ее растерзанном лице. Неторопливо сошла с крыльца.

Улица Трудовая спала. Вот уже пять лет восемь месяцев двадцать один день улица Трудовая спит.

Анна Петровна прошла мимо заросшего кустарником дома Григорьевых. Григорьевы спят. Иван Анатольевич с Марией Сергеевной спят в дальней комнате, на двуспальной кровати. Их дети — семилетний Сашка и трехлетняя куколка Маришка спят в детской комнате.

И Млечины спят, и Шибко, и Лиозовы… Спит улица Трудовая беспробудным сном. И город спит.

Анна Павловна, слегка ссутулившись, пошла по растрескавшемуся асфальту, схваченному с двух сторон зарослями малины и шиповника. Каблуки ее стучали.

Обыкновенно Анна Петровна носила удобные ботинки, найденные в магазине «Обувь для рыбака и охотника». В ботинках она совершала вылазки за продовольствием, охотилась.

Но на работу — только каблук. Как прежде. Как всегда.

Последний дом — деда Алё. В детстве Анна Павловна (тогда еще Аня), с подружкой Светой Морозюк (спит с мужем и сыном в двухкомнатной квартире на улице Ломоносова), лазали к деду в сад за клубникой. Тот, узрев нарушительниц, кричал из окна: «Алё! Алё!». На самом же деле деда Алё зовут Виктор Евгеньевич.

— Здравствуйте, Виктор Евгеньевич, — тихо сказала Анна Павловна, проходя мимо заросшего палисадника деда Алё. Ей ответила скрипнувшая на ветру сорванная с петли калитка.

Миновав Трудовую, Анна Павловна спустилась к реке Изюмке, весело гонящей по желтым камням прозрачную воду, с опаской преодолела дощатый раскачивающийся мосток. Дальше — улица Садовая, затем — Школьная.

Здание школы, наверное, самое мрачное в городе. Солнце блестит в щербинах стекол, на крыше зеленятся березки-подростки.

Ну, вот и пришла.

Анна Павловна остановилась у одноэтажного деревянного здания, внимательно осмотрелась вокруг.

Вздохнув, поправила автомат и направилась к крыльцу.

У крыльца — синяя табличка с потеками ржавчины: «Изюминская городская детская библиотека. г. Изюминск». На двери — амбарный замок. Анна Павловна наклонилась к фундаменту, вытащила, как зуб из десны, отвалившийся красный кирпич, достала из тайника ключ.

Щелкнул амбарный замок, скрипнула дверь. Анна Павловна вошла в темное помещение, вдохнула родной запах. Запах старой бумаги, слегка запыленной, пропечатанной когда-то типографской краской.

Она проследовала к едва заметной в темноте конторке, поставила на нее сумку. Автомат сняла и положила во внутренний ящик.

Постояв в темноте и прислушавшись — не завелась ли крыса? — Анна Павловна направилась к окну, закрытому снаружи деревянными ставнями. Сквозь щели в ставнях пробивались лучи разгорающегося дня.

Анна Павловна взяла с подоконника масляную лампу, сунула руку во внутренний карман. Чиркнула зажигалка, строгий профиль высокой женщины лег на стену. На фитиле лампы вспыхнул крошечный огонек, сразу же разгоревшийся и осветивший стеллажи с книгами. Корешки золотисто вспыхнули: «Толстой, Пушкин, Гоголь».

Поставив лампу на конторку, Анна Павловна придвинула стул и села.

Рабочий день начался.

Сначала она переписала набело формуляры нескольких книг — на старых чернила так расплылись, что не видны индексы. Затем настало время ремонта. С предыдущего посещения Анна Павловна наметила десять томов, которым необходимо срочное лечение. Все это были детские сказки какого-то писателя-фантаста. Детишки зачитали книги так, что корешки свернулись набок, страницы растрепались на углах и почернели от немытых ручонок.

Уничтожь меня — рецензии

Из некоторых книжек вываливаются листочки — корешки переломлены.

Анна Павловна вспомнила фразу, которой всегда провожала маленьких посетителей: «Сильно не надавливай, раскрывая книги. У книги слабый корешок».

Одну из этих, зачитанных ребятней книг, она как-то раз взяла домой и прочла. Писатель писал, как хорошо мы будем жить в будущем.

Девочка-главная героиня и ее друзья будут летать в космос, совершать добрые поступки, бороться со злодеями…

Жаль, что писатель ошибся. Но книги все равно нужно лечить.

Анна Павловна решила распрямить по возможности корешки, затем проколоть их шилом (это будет сделать непросто!) и сшить суровой ниткой. А грязные страницы можно отбелить при помощи школьного мелка.

Взяв из стопки первую книгу, женщина с головой ушла в работу.

Когда в коридоре раздались шаги, Анна Павловна заканчивала с третьей книгой. Она так растерялась, что уколола шилом палец. На подушечке тут же появилась алая бусинка.

Последний раз она видела живого человека пять лет восемь месяцев двадцать один день назад.

И вот — перед ней человек.

Сердце Анны Павловны затрепыхалось, как выдернутый из воды карась, глаза расширились от страха.

Парнишка лет семнадцати с рюкзаком за плечами, одетый в грязное тряпье и бейсболку со сломанным козырьком, исподлобья смотрел на нее.

Анна Павловна заметила, что у мальчишки только один глаз, вместо второго — узкая слезящаяся щелка.

— Ты кто бля такая? — глухо выдавил пришелец.

Анна Павловна вздрогнула от звука этого голоса, напоминающего больше голос сбежавшего из тюрьмы убийцы, нежели голос мальчика.

Мы будем Вам очень признательны, если Вы оцените данную книгу или поделитесь своими впечатлениями о книге на странице комментариев.

1

Андрей Анатольевич Сойкин | 02.02.18 | Просмотров 604

В результате многолетнего регулярного чтения, одной из книг моей библиотеки потребовался ремонт. Это довольно увлекательное занятие, которое может стать хорошим хобби, и даже источником заработка. Начнем!

При осмотре выяснилось:
корешок сильно поврежден, и его восстановление не целесообразно;
разорван передний форзац;
выпали иллюстрации.

Блок вполне крепкий, за исключением оторвавшейся вместе с фронтисписом первой страницы первой тетради, и особого вмешательства не потребуется.

Оценив повреждения приступаем к разборке книги.
Увлажняем корешок. Накладываем на него влажную салфетку и следим за тем, чтобы она не была излишне мокрой, т.к. в результате этого образуются «затёки», которые довольно трудно впоследствии удалить. Как вариант, можно размочить клей на корешке подержав его над паром из носика чайника или струёй парогенератора.

После того, как корешок стал достаточно влажен и клей на нём отделяется от бумаги, аккуратно отделяем переплётные крышки от блока, для чего надо приложить некоторое усилие, но не чрезмерное. При отделении крышек потребуется отрезать марлю, которая служит для более прочного соединения блока с переплетом. После отделения крышек с корешка счищается старый клей, остатки марли и прочее.
Ввиду того, что один из форзацев порван по сгибу, то и он потребует ремонта. Поэтому нужно также отделить форзацы от картона крышек, для чего также прибегаем к увлажнению. Укладываем между картонами влажную салфетку и ставим под гнёт.

Как правило, при изготовлении книг применяются обратимые клеи, т.е. их можно размочить и разобрать книгу без серьёзных последствий.
К сожалению, в данном случае клей, которым проклеены форзацы, оказался практически нерастворим. Поэтому скальпелем поддеваем край бумаги и аккуратно отделяем его от картона. Бумага форзаца таким образом расщепляется и часть её, вместе с клеем, остаётся на картоне. Это не страшно, но форзац потом придется дополнительно укрепить, приклеив на него лист тонкой бумаги.
Отделенные форзацы можно не просушивать, а сразу начать ремонтировать.

Для восстановления форзацев укладываем их на тонкую силиконовую пленку, увлажняем и ориентируем относительно друг друга. Затем, при помощи скальпеля, шила или иглы, совмещаем края надрывов, устраняем замятия и складки. Проклеиваем все повреждения клейстером (рецепт приведен ниже). При необходимости укрепляем сгиб равнопрочной реставрационной бумагой. Когда этот этап закончен, переворачиваем, перемещаем форзац на стеклянную подложку и снимаем силиконовую пленку оставляя его на стекле. Стекло должно быть идеально чистым, т.к. в противном случае лист намертво к нему приклеится. Можно подстраховаться и ещё не до конца высохший форзац аккуратно снять со стекла и перенести для окончательной сушки на лист промокательной бумаги.

Промазываем форзац клейстером и наклеиваем на него лист бумаги для укрепления и просушиваем. Для лучшего сцепления и выравнивания укрепляющего листа можно прокатать его валиком. Текст на листе будет обращен к картону переплета и его не будет видно. После высыхания обрезаем лишние части листа по размеру форзаца.

Теперь пришел черёд блока. Для начала возвращаем на место первую страницу и фронтиспис. Для этого промазываем край блока у корешка, приклеиваем страницу и отправляем под пресс. Для создания узкой полоски клейстера в месте приклейки страницы удобно использовать металлическую линейку.

Затем к блоку приклеиваются форзацы — аналогично первой странице, и дополнительно укрепляется реставрационной бумагой корешок (это не является обязательным). Зажимаем блок в тиски и наклеиваем бумагу.

Как приклеить корешок книги

Загибы этой бумаги можно слегка (5-7 мм) напустить на первый и последний форзац.

Для защиты верхней и нижней сторон корешка и ещё большего укрепления книжного блока следует сделать каптал.
Каптал бывает, как в виде готовой ленты наклеиваемой на корешок, так и ручного плетения. Здесь второй способ, как более надежный и красивый.
В нужных местах блока следует проколоть отверстия изнутри наружу, для пропускания нити. Прокалывать каждую тетрадь нет необходимости, поэтому проколы сделаны через тетрадь. Вставляем полоски бумаги для удобства поиска отверстий. Укрепляем двумя булавками кожаную полоску такой высоты, чтобы она не выступала выше переплетных крышек и начинаем плетение. При достаточной сноровке это не занимает много времени. После закрепления нитей клеем, выступающие части кожи отрезаются. Аналогичная процедура повторяется для нижней части корешка.

Подробнее о капталах

После плетения каптала наклеиваем аппретированную марлю, для прочной связи книжного блока с переплетными крышками.

При раскрытии книги корешок должен отходить от книжного блока, поэтому мы готовим т.н. гильзу и отстав.
Вырезаем полоску не твердого картона шириной и высотой по размеру блока с крышками. Из крафт-бумаги склеиваем трубку и приклеиваем её к отставу.

Вырезаем полоску тонкой кожи и собираем на ней обе переплетные крышки и отстав с гильзой. В результате получаем почти готовый переплет.

В качестве завершения нужно немного подрезать гильзу и завернуть на обратную сторону кожаную полоску служащую корешком.

Следующим этапом идет тиснение названия и имени автора на корешке. Для этого выбираем шрифт Arial, который созвучен шрифту на оригинальном переплете и с помощью фольги для тиснения наносим название на кожу.

Для придания некоторой оригинальности и узнаваемости переплету решено сделать название и авторов на отдельном, чуть более темном прямоугольнике кожи, а затем вклеить в корешок.

Осталось вклеить блок в обложку.

Можно сразу промазать корешок и форзацы клейстером и поместить блок в переплет, но проще и точнее для начала приклеить гильзу отстава к блоку, и лишь затем начинать клеить переплетные крышки на форзацы.
Так как книга никогда не имела ляссе (ленты-закладки), при приклеивании заднего форзаца вклеиваем её между ним и переплетной крышкой. Можно дополнительно усилить место приклеивания бумажной прокладкой между форзацем и лентой.

Приклеиваем форзацы к картонам и отправляем под пресс. В данном случае достаточно давления небольшого утюга.

________________________________________________________________________________

Рецепт мучного клея:
Мучной клей получил самое большое распространение в реставрации. В зависимости от вида работы, состояния и свойств бумаги применяют жидкий и густой клеи.

Жидкий клей:
— мука пшеничная высший сорт 70 г.
— вода дистиллированная 1000 мл.
— Желатина 10 г.
— глицерин 5 мл.
— антисептик: раствор нипогина с спирте 2 г. в 15 мл. 96% этилового спирта.

Густой клей:
— мука пшеничная высший сорт 130 г.
— вода дистиллированная 1000 мл.
— Желатина 12 г.
— глицерин 8 мл.
— антисептик: раствор нипогина с спирте 3 г. в 15 мл. 96% этилового спирта.

Желатину добавляют для улучшения клеящих свойств, глицерин — для повышения эластичности клеевой пленки, антисептик — для предохранения клея и клеевых швов от поражения плесневыми грибами.
Клей готовят следующим образом: необходимое количество желатины замачивают в 100-120 мл. теплой воды на 4 часа (можно на ночь). Муку просушивают в сушильном шкафу в течение часа, после остывания просеивают через сито. Необходимое количество муки размешивают в небольшом объеме холодной воды и выливают в кипящую воду при энергичном перемешивании. Клей варят в эмалированном или стеклянном сосуде на водяной бане в течение 20 мин. постоянно помешивая, не допуская образования комочков. По окончании варки в теплый клей вводят при тщательном перемешивании раствор желатины, нагретый до 50-60 градусов Цельсия, по охлаждении — глицерин и спиртовой раствор нипогина (свежеприготовленный раствор). Клей хранят в холодильнике, для работы отбираю количество, необходимое на день. Срок хранения в холодильнике 4-5 дней. Клей практически нейтральный, pH около 6.
Густой мучной клей применяют для склеивания плотных бумаг, вставки блока в переплет, дублирования суперобложек тканью, наклейки этикеток, кармашков.
Жидкий мучной клей используют для реставрации книг (дублирование, укрепление сгибов и полей листа, дополнение утраченных частей и т.д.).

Консервация и реставрация книг. Методические указания. Стр. 60

Андрей Анатольевич Сойкин | 02.02.18 | Просмотров 603

В результате многолетнего регулярного чтения, одной из книг моей библиотеки потребовался ремонт. Это довольно увлекательное занятие, которое может стать хорошим хобби, и даже источником заработка. Начнем!

При осмотре выяснилось:
корешок сильно поврежден, и его восстановление не целесообразно;
разорван передний форзац;
выпали иллюстрации.

Блок вполне крепкий, за исключением оторвавшейся вместе с фронтисписом первой страницы первой тетради, и особого вмешательства не потребуется.

Оценив повреждения приступаем к разборке книги.
Увлажняем корешок. Накладываем на него влажную салфетку и следим за тем, чтобы она не была излишне мокрой, т.к. в результате этого образуются «затёки», которые довольно трудно впоследствии удалить. Как вариант, можно размочить клей на корешке подержав его над паром из носика чайника или струёй парогенератора.

После того, как корешок стал достаточно влажен и клей на нём отделяется от бумаги, аккуратно отделяем переплётные крышки от блока, для чего надо приложить некоторое усилие, но не чрезмерное. При отделении крышек потребуется отрезать марлю, которая служит для более прочного соединения блока с переплетом. После отделения крышек с корешка счищается старый клей, остатки марли и прочее.
Ввиду того, что один из форзацев порван по сгибу, то и он потребует ремонта. Поэтому нужно также отделить форзацы от картона крышек, для чего также прибегаем к увлажнению. Укладываем между картонами влажную салфетку и ставим под гнёт.

Как правило, при изготовлении книг применяются обратимые клеи, т.е. их можно размочить и разобрать книгу без серьёзных последствий.
К сожалению, в данном случае клей, которым проклеены форзацы, оказался практически нерастворим. Поэтому скальпелем поддеваем край бумаги и аккуратно отделяем его от картона. Бумага форзаца таким образом расщепляется и часть её, вместе с клеем, остаётся на картоне. Это не страшно, но форзац потом придется дополнительно укрепить, приклеив на него лист тонкой бумаги.
Отделенные форзацы можно не просушивать, а сразу начать ремонтировать.

Для восстановления форзацев укладываем их на тонкую силиконовую пленку, увлажняем и ориентируем относительно друг друга. Затем, при помощи скальпеля, шила или иглы, совмещаем края надрывов, устраняем замятия и складки. Проклеиваем все повреждения клейстером (рецепт приведен ниже). При необходимости укрепляем сгиб равнопрочной реставрационной бумагой. Когда этот этап закончен, переворачиваем, перемещаем форзац на стеклянную подложку и снимаем силиконовую пленку оставляя его на стекле. Стекло должно быть идеально чистым, т.к. в противном случае лист намертво к нему приклеится.

Как починить развалившуюся книгу

Можно подстраховаться и ещё не до конца высохший форзац аккуратно снять со стекла и перенести для окончательной сушки на лист промокательной бумаги.

Промазываем форзац клейстером и наклеиваем на него лист бумаги для укрепления и просушиваем.

Для лучшего сцепления и выравнивания укрепляющего листа можно прокатать его валиком. Текст на листе будет обращен к картону переплета и его не будет видно. После высыхания обрезаем лишние части листа по размеру форзаца.

Теперь пришел черёд блока. Для начала возвращаем на место первую страницу и фронтиспис. Для этого промазываем край блока у корешка, приклеиваем страницу и отправляем под пресс. Для создания узкой полоски клейстера в месте приклейки страницы удобно использовать металлическую линейку.

Затем к блоку приклеиваются форзацы — аналогично первой странице, и дополнительно укрепляется реставрационной бумагой корешок (это не является обязательным). Зажимаем блок в тиски и наклеиваем бумагу. Загибы этой бумаги можно слегка (5-7 мм) напустить на первый и последний форзац.

Для защиты верхней и нижней сторон корешка и ещё большего укрепления книжного блока следует сделать каптал.
Каптал бывает, как в виде готовой ленты наклеиваемой на корешок, так и ручного плетения. Здесь второй способ, как более надежный и красивый.
В нужных местах блока следует проколоть отверстия изнутри наружу, для пропускания нити. Прокалывать каждую тетрадь нет необходимости, поэтому проколы сделаны через тетрадь. Вставляем полоски бумаги для удобства поиска отверстий. Укрепляем двумя булавками кожаную полоску такой высоты, чтобы она не выступала выше переплетных крышек и начинаем плетение. При достаточной сноровке это не занимает много времени. После закрепления нитей клеем, выступающие части кожи отрезаются. Аналогичная процедура повторяется для нижней части корешка.

Подробнее о капталах

После плетения каптала наклеиваем аппретированную марлю, для прочной связи книжного блока с переплетными крышками.

При раскрытии книги корешок должен отходить от книжного блока, поэтому мы готовим т.н. гильзу и отстав.
Вырезаем полоску не твердого картона шириной и высотой по размеру блока с крышками. Из крафт-бумаги склеиваем трубку и приклеиваем её к отставу.

Вырезаем полоску тонкой кожи и собираем на ней обе переплетные крышки и отстав с гильзой. В результате получаем почти готовый переплет.

В качестве завершения нужно немного подрезать гильзу и завернуть на обратную сторону кожаную полоску служащую корешком.

Следующим этапом идет тиснение названия и имени автора на корешке. Для этого выбираем шрифт Arial, который созвучен шрифту на оригинальном переплете и с помощью фольги для тиснения наносим название на кожу.

Для придания некоторой оригинальности и узнаваемости переплету решено сделать название и авторов на отдельном, чуть более темном прямоугольнике кожи, а затем вклеить в корешок.

Осталось вклеить блок в обложку.

Можно сразу промазать корешок и форзацы клейстером и поместить блок в переплет, но проще и точнее для начала приклеить гильзу отстава к блоку, и лишь затем начинать клеить переплетные крышки на форзацы.
Так как книга никогда не имела ляссе (ленты-закладки), при приклеивании заднего форзаца вклеиваем её между ним и переплетной крышкой. Можно дополнительно усилить место приклеивания бумажной прокладкой между форзацем и лентой.

Приклеиваем форзацы к картонам и отправляем под пресс.

В данном случае достаточно давления небольшого утюга.

________________________________________________________________________________

Рецепт мучного клея:
Мучной клей получил самое большое распространение в реставрации. В зависимости от вида работы, состояния и свойств бумаги применяют жидкий и густой клеи.

Жидкий клей:
— мука пшеничная высший сорт 70 г.
— вода дистиллированная 1000 мл.
— Желатина 10 г.
— глицерин 5 мл.
— антисептик: раствор нипогина с спирте 2 г. в 15 мл. 96% этилового спирта.

Густой клей:
— мука пшеничная высший сорт 130 г.
— вода дистиллированная 1000 мл.
— Желатина 12 г.
— глицерин 8 мл.
— антисептик: раствор нипогина с спирте 3 г. в 15 мл. 96% этилового спирта.

Желатину добавляют для улучшения клеящих свойств, глицерин — для повышения эластичности клеевой пленки, антисептик — для предохранения клея и клеевых швов от поражения плесневыми грибами.
Клей готовят следующим образом: необходимое количество желатины замачивают в 100-120 мл. теплой воды на 4 часа (можно на ночь). Муку просушивают в сушильном шкафу в течение часа, после остывания просеивают через сито. Необходимое количество муки размешивают в небольшом объеме холодной воды и выливают в кипящую воду при энергичном перемешивании. Клей варят в эмалированном или стеклянном сосуде на водяной бане в течение 20 мин. постоянно помешивая, не допуская образования комочков. По окончании варки в теплый клей вводят при тщательном перемешивании раствор желатины, нагретый до 50-60 градусов Цельсия, по охлаждении — глицерин и спиртовой раствор нипогина (свежеприготовленный раствор). Клей хранят в холодильнике, для работы отбираю количество, необходимое на день. Срок хранения в холодильнике 4-5 дней. Клей практически нейтральный, pH около 6.
Густой мучной клей применяют для склеивания плотных бумаг, вставки блока в переплет, дублирования суперобложек тканью, наклейки этикеток, кармашков.
Жидкий мучной клей используют для реставрации книг (дублирование, укрепление сгибов и полей листа, дополнение утраченных частей и т.д.).

Консервация и реставрация книг. Методические указания. Стр. 60

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *