Срок годности антифриза в заводской таре

ВОПРОСЫ:
 

1.   Как расшифровывается аббревиатура "ТОСОЛ"?

2.   Что такое "ТОСОЛ " и для чего он нужен?

3.   Какие основные свойства "ТОСОЛа"?

4.   Какие "ТОСОЛы" бывают?

5.   Что такое "Антифриз"?

6.   Какая разница между отечественными "ТОСОЛами" и зарубежными "Антифризами"?

7.   Как влияет цвет "ТОСОЛа" на его свойства?

8.   Можно ли "ТОСОЛ" разбавлять водой?

9.   Как приготовить «ТОСОЛ» нужной температуры из концентрата «ТОСОЛа»?

10. Как часто надо менять "ТОСОЛ"?

11. Как заменять "ТОСОЛ"?

12. А что будет при температуре, скажем, -50 С?

13. Что и как можно проверить при покупке "ТОСОЛа"?

14. Какой срок хранения "ТОСОЛа"?

ОТВЕТЫ:

1. Как расшифровывается аббревиатура "ТОСОЛ"

ТОСОЛ – это аббревиатура названия отдела, где он был разработан. ТОС – Технология Органического Синтеза, окончание ОЛ – обозначает в химии принадлежность к группе спиртов (метанОЛ, этанОЛ). Более подробно можно прочитать на странице «Информация» в статье «Откуда пришел ТОСОЛ».

2. Что такое "ТОСОЛ" и для чего он нужен?

ТОСОЛ — укоренившееся название для охлаждающих жидкостей (ОЖ или антифризов), которые применяются в системе охлаждения автомобиля, хотя используются и другие отечественные и зарубежные названия охлаждающей жидкости (например, ОЖ "ЛЕНА" и т.д.). Для чего нужен ТОСОЛ? Чтобы зимой не замерз радиатор; ну, а летом, чтобы не сливать, он остается в радиаторе. В принципе почти правильно, но упрощенно. Главное — это защита системы охлаждения двигателя при морозе и перегреве летом. Основа ТОСОЛа — гликолевый эфир — этиленгликоль (МЭГ) – прозрачная сладковатая жидкость с плотностью около 1,112 г/см3 с температурой кипения 197С. Для обеспечения всех необходимых для ТОСОЛа свойств в его состав входят около 10 различных присадок, и отсутствие даже одной из них может существенно ухудшить качество ТОСОЛа.

3. Какие основные свойства "ТОСОЛа"?

— не замерзает при низких температурах;
— не воспламеняется;
— не кипит во всем диапазоне рабочих температур двигателя;
— не пенится;
— не воздействует на материалы системы охлаждения;
— сохраняет химическую стабильность при эксплуатации и хранении;
— имеет высокую теплопроводность и теплоемкость;
— малая вязкость.

4. Какие "ТОСОЛы" бывают?

В СССР были разработаны 3 разновидности отечественных ОЖ, называемых ТОСОЛ (см. Меню «Информация»: Откуда пришел ТОСОЛ?): ТОСОЛ-К (концентрат), ТОСОЛ-А40М; и ТОСОЛ-А65М с соответствующими минусовыми температурами замерзания жидкости. Буквы А40-М означают соответственно: А — автомобильный, М — модернизированный, 40 — температура замерзания. На данный момент указанная выше аббревиатура означает торговую марку ТОСОЛа, выпускаемого различными производителями, в соответствии с ГОСТ 28084-89.
Предлагаемый нами ТОСОЛ произведен в соответствии с ГОСТ 28084-89 и имеет торговую марку ТОСОЛ TL-30 Премиум, ТОСОЛ Э-40 Премиум, ТОСОЛ Э-65 Премиум, ТОСОЛ Э-К (концентрат) Премиум.
В настоящее время мы предлагаем ТОСОЛ, разработанный на основе ГОСТ 28084-89 на жидкости охлаждающие низкозамерзающие. Это классические охлаждающие жидкости ТОСОЛ А-40М, ТОСОЛ А-65М, ТОСОЛ АМ (концентрат).

5. Что такое "Антифриз"?

Термин Антифриз происходит от латинского слова "anti — против" и английского "freeze — замерзать".
Антифриз — это универсальное название автомобильных ОЖ (охлаждающая жидкость), пришедшее к нам из-за границы.

6. Какая разница между отечественными "ТОСОЛами" и зарубежными "Антифризами"?

Если обращать внимание на один, считающийся наиболее важным, показатель, а именно, температуру замерзания, то особой разницы нет. Скажем, простой 1:1 водный раствор этиленгликоля также имеет температуру замерзания около -40 С, но по показателю коррозионной стойкости такой раствор при высоких температурах в 200 раз более агрессивен, чем простая вода, и может «проесть» радиатор в считанные месяцы. Разница между отечественными ТОСОЛами и зарубежными "Антифризами" в комплексе присадок — ингибиторов коррозии, в применяемых в них добавках. Поэтому их нельзя смешивать.

7. Как влияет цвет "ТОСОЛа" на его свойства?

Никак. Приготовленный ТОСОЛ бесцветен и окрашивается для того, чтобы его случайно не выпили. Обычно выбирается цвет, неестественный для живой природы. Так,
в наших странах привыкли к синему или светло-зеленому оттенку,
в Германии принят темно-зеленый цвет,
в Италии — красный.

8. Можно ли "ТОСОЛ" разбавлять водой?

ТОСОЛ — незамерзающая жидкость, заливающаяся в двигатели. Цифра на упаковке ТОСОЛ-40, как говорилось выше, соответствует минусовой температуре замерзания жидкости, а точнее — потери ею текучести. Наш (Российский) самый ходовой ТОСОЛ-40 на 45 процентов состоит из воды, на 53 процента — из этиленгликоля и на 2 процента — из присадок. Благодаря присадкам все то, что омывает ТОСОЛ, покрывается защитной антикоррозионной пленкой. Если ТОСОЛ разбавить водой даже в небольшой пропорции, то пленка разрушается, и металл коррозирует в гораздо большей степени, чем, если бы вместо ТОСОЛа была залита просто вода. А это значит, что РАЗБАВЛЯТЬ ТОСОЛ ВОДОЙ НЕЛЬЗЯ!

9. Как приготовить «ТОСОЛ» нужной температуры из концентрата «ТОСОЛа»?

Данному вопросу мы посвятили целую страницу сайта.
Ответ Вы можете найти на странице «Информация» — Как приготовить ТОСОЛ нужной температуры из концентрата ТОСОЛа.

10. Как часто надо менять "ТОСОЛ"?

ТОСОЛ в процессе эксплуатации изменяет свои характеристики: снижается запас щелочности, увеличивается склонность к пенообразованию и увеличивается способность вызывать коррозию металлов (это происходит из-за выработки состава и испарений присадок). Обычный срок службы ТОСОЛа 2-3 года, или 60-80 тыс. км пробега при условии поддержания в течение этого времени требуемой плотности — не менее 1,065 кг/см3.

11. Как заменять "ТОСОЛ"?

Если вы захотели поменять ТОСОЛ в системе охлаждения автомобиля, то заведите и прогрейте двигатель в течение 5 минут, при этом кран отопителя салона должен быть открыт. Остановите двигатель, слейте ТОСОЛ (антифриз) из радиатора и залейте чистую воду, добавьте в неё средство для промывки системы охлаждения, которые сейчас в изобилии продаются в автомобильных магазинах, дайте поработать двигателю время, указанное в инструкции средства, после этого слейте воду через сливную пробку радиатора. Промывайте всю систему охлаждения двигателя водой, пока не убедитесь, что вода сливается чистой. Заполните систему охлаждения новым ТОСОЛом (антифризом).

12. А что будет при температуре, скажем, -50 C?

В отличие от воды, ТОСОЛы при замерзании не расширяются и не образуют твердой сплошной массы. Образуется рыхлая масса кристаллов воды в среде этиленгликоля. Обычно такая масса не приводит к замораживанию радиатора и не препятствует запуску двигателя. Даже после кристаллизации раствора не происходит существенных изменений, поскольку коэффициент увеличения объема у ТОСОЛа гораздо ниже, чем у воды, и механических повреждений радиатора нет. ТОСОЛ после пуска быстро переходит в жидкое состояние.

13. Что и как можно проверить при покупке "ТОСОЛа"?

Как ни обидно — практически ничего.
Температура замерзания:
Измеряется плотномером, проградуированном в градусах. Это измерение основано на том факте, что при плотности ТОСОЛа 1.065-1.085 г/см3 он замерзает при -40 С. Такое измерение плотности должно производиться при температуре +20 С.

  — Цвет:
Как указывалось выше — не имеет отношения к физическим свойствам продукта. Даже бесцветный раствор вполне может быть работоспособным, просто в этом случае мог использоваться недостаточно стойкий краситель. Но и это — плохой признак. Обратите внимание на наличие осадка и общую прозрачность раствора.

  — Вкус, запах:
МЭГ сладковат на вкус и не имеет запаха. Не пытайтесь пробовать ТОСОЛ на «язык». ТОСОЛ — вещество токсичное. Ученые утверждают, что всего 100 граммов его могут отправить человека на тот свет.

  — Канистра:
Проверяйте наличие контрольного кольца, хотя и это уже пройденный этап: хорошие канистры можно недорого приобрести, а народные умельцы могут либо без труда снять крышку, либо просто закупить достаточное число таких крышек.

  — Этикетка:
Обычно, это слабое место мелкого «бодяжника». Только при достаточно большом тираже стоимость этикетки не влияет на стоимость продажи канистры. Наличие штрих-кода, ссылок на изготовителя — не гарантия. Тем не менее, качественная, красочная, с элементами защиты этикетка — это все-таки, скорее всего, от производителя.

Отсутствие хотя бы одного из указанных моментов должно насторожить внимательного покупателя.

Так все-таки, где же и какой продукт выбрать?

В том месте, куда Вы можете прийти завтра, послезавтра или через год и будете уверены, что Вам ответят на все вопросы, все претензии (если они все же возникнут), где гарантируют как на словах (на этикетках, с адресом и телефоном), так и на деле качество продукта.

Как видно из приведенных данных, производство ТОСОЛа — это довольно сложный технологический процесс, который в «гаражных» условиях невозможен. Контроль за сырьем, соблюдение всех ТУ как на этапе изготовления, так и на выходе конечного продукта, являются основными условиями изготовления качественного ТОСОЛа. Конечно, можно сэкономить, купив на рынке некоторый сомнительный продукт у некоей сомнительной личности. Но, право же, экономия 1-2 руб. в течение срока службы антифриза несравнима с потенциальным риском для автомобиля.

Но самый главный совет: никогда не покупайте, руководствуясь только принципом «самый дешевый ТОСОЛ только у нас!!!».
 

14. Какой срок хранения "ТОСОЛа"

ТОСОЛ, как любой продукт, имеет свой срок хранения. Срок хранения качественного ТОСОЛа составляет 3-4 года.

Закипевший автомобиль посредине трассы – страшный сон водителя, с которым может столкнуться каждый особенно в теплое время года. Несвоевременная замена охлаждающей жидкости считается основной причиной выхода из строя системы охлаждения силового агрегата. Ремонт мотора владельцу транспортного средства обойдется слишком дорого, проще запомнить и знать, через сколько менять антифриз в машине.

Содержание

Последствия отсутствия автожидкости в системе

При правильном выборе и своевременном обновлении можно избежать возникновения серьезных проблем с транспортным средством:

  1. Возникновение коррозии, повреждающую детали, изготовленные из металла. Коррозийный слой нарушает процесс теплообмена, снижает скорость циркуляции ОЖ.

  2. Перегрев двигателя, который значительно увеличивает расход топлива, и снижает мощность силового агрегата.

  3. Осадок от силикатных продуктов, ведущий к перегреву мотора.

  4. Образование сколов и трещин. Часто раствор разбавляют водой, желая сэкономить на покупке дорогостоящего товара. Не все производители допускают разбавление, поскольку при перепаде температуры разбавленное вещество замерзает и может повредить бачок.

Что такое ОЖ

Охлаждающей жидкостью называется вещество, которое осуществляет циркуляцию по составляющим силового агрегата и поддерживает оптимальный температурный режим, при необходимости охлаждая его. Во время движения детали двигателя в результате трения вырабатывают большое количество тепловой энергии. Бесконтрольное повышение температурного режима провоцирует перегрев мотора.

Через какое время заменяют антифриз в машине? Инженеры разработали систему принудительной циркуляции, основная роль в которой отведена тосолу. Благодаря своему химическому составу он может сталкиваться и переносить высокую температуру без кипения и испарения. Для сравнения, воду пришлось бы доливать через каждые 50 километров езды. Это не очередной ход маркетологов, а необходимость для нормального функционирования каждого механического транспортного средства.

Как часто нужно менять ОЖ

Общепринятые рекомендации – минимум один раз в 24 месяца.

Если ориентироваться на пробег автомобиля, то сливать раствор следует после 30-45 тыс. км пробега. Конечно, при смене следует учитывать состояние транспортного средства, его общий пробег, рекомендации производителя. Жидкость на силикатной основе может использоваться до трех лет, а гибридные вещества сохраняют свои уникальные свойства до пяти лет. Карбоксилатные растворы могут использоваться более пяти лет и рассчитаны на пробег в 100 тыс. км.

Как и любые другие продукты, он имеет свой срок годности, рекомендации по хранению и использованию. При нарушении условий хранения он перестает выполнять возложенные функции раньше даты, указанной на этикетке, поэтому необходимо постоянно контролировать ее состояние.

Способы, которые помогают определить, когда нужно менять антифриз в машине:

  • Тестовая полоска. Данный метод определения состояния автожидкости рекомендуют ведущие изготовители. Тестовые полоски продаются во всех специализированных автомагазинах. Полоску следует погрузить в емкость, после чего она приобретает определенный оттенок. Конструкции прилагается цветовая шкала, по которой можно легко определить, когда понадобится замена.

  • Консистенция хладагента. Зачастую данный способ применяют для тосола, оптимальная плотность – 1,078 г/см куб. при температуре 20 градусов. Отработанный материал имеет другие показатели плотности.

  • Цвет. Пригодная ОЖ имеет яркий насыщенный оттенок, который в процессе отработки блекнет и становится мутнее. Если вещество имеет красный или рыжий цвет, это свидетельствует о наличии ржавчины, его необходимо срочно сменить.

  • Наличие в растворе посторонних образований. В отработанном продукте может образовываться пена, хлопья, сколы, осадок, что свидетельствует о его непригодности для дальнейшего использования.

 

 

Вышеперечисленные методы помогут вовремя определить срок замены, чтобы сохранить рабочее состояние силового агрегата, предотвратить серьезные поломки и избежать дорогостоящего ремонта.

Рекомендации от производителей

Компании-изготовители всегда указывает рекомендованный период использования жидкости на этикетке. По окончании указанного срока ее следует сменить, поскольку теряются уникальные свойства.

Как часто надо менять антифриз в машине? Интервалы замены зависят от технологии изготовления продукта и его стандарта. Гигант автомобильной промышленности Volkswagen предложил свою классификацию, которую подхватили, и активно используют остальные компании:

  • G11 (зеленый) – традиционные растворы, которые состоят из неорганических силикатных прикладок и прочих синтетических элементов. Преимуществом данного класса продуктов является образование на деталях двигателя специального защитного слоя, который предотвращает развитие коррозии. При использовании технического раствора дольше положенного срока защитный слой выпадает в осадок, ухудшается уровень защиты, хлопья забивают системные узлы. Интервал обновления, рекомендованный изготовителем — 24 месяца. Тосол обладает аналогичными качествами, поэтому рекомендуемый период использования также составляет 2 года.

  • G12 (красный/оранжевый) – стандарт, обозначающий ОЖ, для изготовления которых применялись органические кислоты. Отличается от традиционного типа своими теплообменными свойствами и точечным воздействием на очаг коррозии, предотвращают ее распространение. После истечения допустимого срока эксплуатации вещество слишком быстро теряет свои особенности, поэтому сливать их необходимо каждые 5 лет.

  • G13 (желтый) – новое поколение (лобридных) охлаждающих жидкостей. Основным элементом данного класса раствора является пропиленгликоль – экологически безопасный и надежный компонент. По принципу действия антифризы данного класса схожи со стандартом G12. Замены в автомобиле осуществляется через каждые 5-10 лет, но некоторые популярные компании утверждают, что их продукт не теряет свои свойства на протяжении всего срока эксплуатации системы охлаждения.

Производители при определении времени смены тосола советуют ориентироваться не только на временный показатель, но и на пробег транспортного средства:

1.Традиционные хладагенты могут — до 120 тыс. км.

2. Карбоксилатные – до 250 тыс. км.

3. Лобридные – свыше 250 тыс. км.

Чем тосол отличается от антифриза

Тосол – это одна из разновидностей охлаждающих жидкостей, разработанная специально для отечественных ТС марки ВАЗ. Торговая марка не была зарегистрирована, поэтому со временем данное понятие стали использовать отечественные производители ОЖ. Тосол является отечественным аналогом, ничем не уступающий по качеству и свойствам иностранному продукту.

Он впервые появился на прилавках магазинов в одно время с первыми «жигулями». Название образовалось от сокращения первых букв отдела, занимающегося его разработкой – Технология органического синтеза. На то время существовало только два класса «незамерзаек» – А, М. После маркировки указывалось две цифры, обозначающие температуру, при которой товар может замерзнуть.

Сегодня тосол выпускается в двух вариантах:

1. Тосол-40 (голубой оттенок).

2. Тосол-65 (красный цвет).

Цвета не имеют значения, каждый изготовитель самостоятельно определяет, каким цветом окрасить жидкость, поскольку само вещество бесцветное. Окрашивание осуществляется специально, чтобы пользователь случайно не перепутал его с водой и не употребил внутрь. Тосол ни в коем случае нельзя разбавлять с простой водой, поскольку она уничтожает защитные свойства.

Этапы замены

Когда надо менять антифриз в автомобиле и подошел срок замены, помните, что все действия проводятся исключительно на холодном моторе. Ни в коем случае нельзя проводить мероприятия на горячем двигателе, поскольку температура может достигать 100 градусов.

 

Чтобы правильно поменять раствор, следует выполнить несколько простых действий:

  1. Подготовьте емкость для слива отработанного материала.

  2. После слива осмотрите шланги, детали, бачок на наличие повреждений, разрывов или трещин. При выявлении поврежденных запчастей поменяйте их.

  3. Промойте систему охлаждения специальной жидкостью, которая удаляет ржавчину и прочие трудновыводимые образования. Очищающее средство заливается в радиатор, немного простой воды добавляется в бачок, чтобы он до самого края был наполнен.

  4. Заведите двигатель и дайте ему возможность поработать до полного нагрева и достижения стандартного температурного режима для рабочего состояния.

  5. Отключите силовой агрегат, дайте ему остыть, потом слейте.

  6. Наполните систему очищенной водой и снова заведите ТС. Оставьте его в рабочем состоянии на 15-20 минут.

  7. Заглушите мотор, дайте ему время для полного остывания и снова слейте остатки.

  8. После полного остывания двигателя можно залить тосол.

  9. Включите мотор, отопление в салоне, чтобы ОЖ могла равномерно распределиться по всей системе охлаждения.

  10. Спустя 2-3 дня проверьте количество раствора, при необходимости долейте вещество.

Чтобы не нанести вред ТС, следует знать, как часто менять, так как замена антифриза осуществляется строго по рекомендациям компаний изготовителей. Если самостоятельно произвести предусмотренные манипуляции не получается, обратитесь за квалифицированной помощью в автосервис.

Влияние пробега машины на периодичность смены расходников

Ведущие автомобильные концерны сами устанавливают срок использования ОЖ. Volkswagen и General Motors предоставляют пожизненную гарантию. Как часто нужно менять антифриз в машине марки Ford и других автомобилях? Компания советует проводить обновление после достижения показателя в 240 тыс. км, Авто ВАЗ — 75 000 км. General Motors, Mazda и Renault и вовсе утверждают, что на протяжении эксплуатационного периода всей системы охлаждения не нужно предпринимать какие-либо меры по ее обслуживанию.

Если говорить о классах и их соотношении с пробегом транспортного средства, то G11 следует заливать через каждые 30 тыс. км, а растворы класса G12 и G13 – через 40-50 тыс. км.

Рекомендации по использованию ОЖ на подержанных авто

Движки на подержанных авто в большинстве случаев не отличаются идеальным техническим состоянием. Зачастую срок действия расходных материалов на таких машинах существенно отличается от рекомендаций к новым транспортным средствам.

Как часто надо менять антифриз в автомобиле с большим пробегом? Точный временный промежуток использования охлаждающей жидкости назвать невозможно. Необходимо самостоятельно контролировать состояние тосола, воспользовавшись одним из предложенных выше способов.

Тосол стоит немедленно сменить, если он разбавлялся водой или веществом другого производителя.

В какое время года лучше осуществлять замену

Многие водители заботятся о состоянии системы охлаждения только в теплое время года. Такое мнение является ошибочным, ведь тосол защищает транспортное средство не только от перегрева, но и от размораживания. Благодаря своим свойствам он выдерживает температуру до -65 градусов. Во время низкой температуры раствор не замерзает, а превращается в густую массу, надежно защищающую от повреждений устройства силового агрегата.

Чтобы обеспечить нормальную работу двигателя, ОЖ следует сменять преждевременно, до наступления морозов.

Многие автолюбители приняли для себя решение обновлять 2 раза в год (осенью и весной), чтобы быть готовыми к существенным перепадам температурного режима.

Перед сменой тосола следует уточнить у производителя ТС, какая ОЖ подходит для конкретного силового агрегата. Обязательно необходимо выбирать продукцию от проверенных изготовителей, например Hessol.

Теплоноситель для системы отопления

Завод бренда Hessol находится в г. Лёйне , Германия Не стоит покупать продукт у сомнительных продавцов, поскольку на рынке продается слишком много низкокачественного продукта. При покупке обращайте внимание на срок годности продукта. Подробнее о процессе смены технической жидкости можно ознакомиться на видео/

Читайте также:

Какое масло лучше заливать в АКПП

Какое масло залить в коробку Калины

Можно ли смешивать моторные масла разных производителей в двигателе

Содержание:

Виды теплоносителей

Характеристики антифризов, их свойства

На что стоит обратить внимание при покупке теплоносителя (антифриза)

Особенности эксплуатации

Причины применения антифриза в системах отопления

Как заливают теплоноситель

Выводы

Жидкость, которая имеет свойства сохранять свое физическое состояние при воздействии низкой температуры – антифриз. Ее используют в различных сферах – строительстве, автомобильном производстве прочее. Широкое применение получил антифриз в эксплуатации отопительных и вентиляционных системах.

Виды теплоносителей

Практически все антифризы состоят из воды и специальных добавок. В основе теплоносителя могут быть:
• Этиленгликоль. Антифризы на основе данного вещества очень популярны, их часто используют в системах отопления. Теплоносители с этиленгликолем делятся на два подвида в зависимости от их физических свойств:
1. с tзам. = — 30С;
2. с tзам. = — 65С.

Достаточно низкая температура замерзания – главное преимущество антифризов на этиленгликоле. Еще одним плюсом этого теплоносителя есть его низкая цена. На строительном рынке он очень доступный. Но также у него есть и недостаток – низкая степень безопасности (этиленгликоль – токсичное вещество и составляет угрозу здоровью человека). Из – за этого жидкость на основе этиленгликоля недопустимо использовать в двухконтурных системах теплоснабжения, так как есть вероятность, что потенциально опасный теплоноситель попадет в контур горячего водоснабжения. Антифризы имеют красный цвет, их специально окрашивают еще в процессе производства. Это делают для того, чтобы утечки теплоносителя в отопительной системе были сразу заметными и быстро ликвидировались.

• Пропиленгликоль. По сравнению с предыдущими антифризами, эти не несут угрозы человеческому организму ни при телесном контакте, ни при вдыхании паров представленного вещества. Главное преимущество теплоносителей на основе пропиленгликоля – высокая степень безопасности в эксплуатации. Поэтому их часто применяют в системах теплоснабжения с двумя контурами. Если пропиленгликоль попадет в контур горячей воды, в этом нет ничего страшного. Вещество является также пищевой добавкой. Пропеленгликоль часто используют в качестве агента для приготовления кондитерских изделий. Еще один плюс антифризов – достаточно низкая температура замерзания, до -35 С. Отличить раствор на основе пропиленгликоля от аналогов просто, этот теплоноситель окрашивают в зеленый цвет.

• Триэтиленгликоль. Антифризы на этой основе используют в отопительных системах, в которых характерны высокие рабочие температуры. Такие теплоносители применяют не часто. Они считаются антифризами специального назначения. Системы отопления, по которым циркулирует теплоноситель на основе триэтиленгликоля, состоят из элементов с высокими показателями температурной стабильности.
Выбор теплоносителя происходит на этапе проектирования отопительной системы, и он должен быть обоснованным.

Характеристики антифризов, их свойства

Все теплоносители различаются по следующим характеристикам:
• Кислотно – щелочной баланс (рН среда).
• Плотность.
• Температура замерзания и кипения.
• Вязкость.
• Теплоемкость.
• Цвет.

Каждая марка антифриза отличается по индивидуальным характеристикам. В составе теплоносителей есть масса присадок, действие которых направлено на повышение их качества. Эксплуатационные свойства антифризов:
• Устойчивость к разрушительному действию коррозии. Внутри отопительной системе не развивается ржавчина благодаря наличию специфических присадок в составе теплоносителя. От этого эффективность обогрева повышается в разы, а энергетические затраты существенно снижаются.

• Устойчивость к созданию кавитации. При снижении давления в отопительной системе до критического значения, в теплоносителе не образовываются пузырки, как это происходит с обычной водой, что обеспечивает защиту трубопроводов от гидравлических ударов и вибрации.

• Длительный срок эксплуатации. Антифризы можно использовать достаточно долгое время. Применение этих теплоносителей также повышает эксплуатационный срок службы всей отопительной системы.

Использование присадок в производстве антифризов обязательное. Если не добавлять эти компоненты в состав теплоносителя на основе проипиленгликоля или этиленгликоля, это может быть экономически не обоснованным действием.

На что стоит обратить внимание при покупке теплоносителя (антифриза)

На строительном рынке представлен достаточно широкий ассортимент теплоносителей на основе пропиленглтколя или этиленгликоля. Все они имеют разную цену, которая зависит от страны производителя, марки, а также эксплуатационных свойств самого раствора. Некоторые люди, не имея знаний в сфере отопления, применяют в своих индивидуальных системах обогрева автомобильные антифризы (тосол, трансформаторное масло прочее). Этого делать нельзя, так как эти растворы содержат вещества, небезопасные для здоровья людей и животных. Они имеют свойство легко воспламеняться. Самые оптимальные и универсальные в эксплуатации антифризы для систем отопления – на основе этиленгликоля. При выборе теплоносителей на их основе необходимо обратить внимание на следующее:

• Наличие присадок, а также их назначение.
Раствор воды с этиленгликолем в чистом виде в отопительной системе нельзя, так как это способствует активному развитию коррозии.

• Условия эксплуатации антифриза. Теплоноситель может быть универсальным, а может подходить только к определенному типу отопительного оборудования.

• Срок годности. Антифриз в оригинальной упаковке может храниться на протяжении длительного периода (срок годности, даже если он неограничен, все равно должен быть указан производителем).

• Материал упаковки. Обычно антифриз продают в пластмассовых канистрах. В оцинкованной таре теплоноситель теряет свои эксплуатационные свойства.

• Наличие в составе продуктов нефтепереработки.

• Сертификат качества. Антифриз должен быть изготовлен согласно технологическим нормам и правилам, проверен в производственных условиях и официально допущен к продаже.

Теплоноситель независимо от его типа необходимо использовать строго по назначению. Игнорирование правил выбора антифриза приводит к негативным последствиям – порывам трубопроводов, гидравлическим ударам, аварийным ситуациям прочее.

Особенности эксплуатации

Не рекомендовано использовать антифриз в системах отопления, которые состоит из сетей оцинкованных трубопроводов. Теплоноситель вступает в реакцию с металлом, вследствие чего образовываются нерастворимые осадки и забивают трубы. Рекомендации по эксплуатации систем отопления с антифризом:
• Не желательно смешивать антифризы разных марок или назначения друг с другом. В некоторых случаях это допускается, но только после специальной проверки на совместимость. Смешивание разных антифризов приводит к снижению эксплуатационных свойств теплоносителя, в том числе, к образованию ржавчины внутри трубопроводов.

• Для разбавления антифриза лучше всего использовать дистиллированную воду. В ней нет солей кальция и магния, поэтому она мягче. Если использовать обычную воду из под крана, есть вероятность образования осадков в системе отопления. Допустима жесткость воды – 5мг-эквп.

• В отопительной системе, при использовании антифриза, нужно устанавливать более мощные радиаторы и циркуляционные насосы. Теплоноситель на основе этиленгликоля имеет меньшую теплоемкость, чем у воды, на 15-20%.

• При замене в отопительной системе теплоносителя с воды на антифриз, стоит увеличить объем расширительного мембранного бачка. Можно его просто поменять на больший по размерах. Объем расширительного бачка должен составлять 15% от объема теплоносителя во всей системе обогрева.

В среднем антифриз используют до 5 лет. После истечения этого срока, жидкость сливают из системы отопления и заливают в нее новый, чистый теплоноситель.

Причины применения антифриза в системах отопления

Чаще всего теплоносители на основе этиленгликоля используют в следующих случаях:
• При монтаже отопительной системы в индивидуальном загородном доме.

Срок годности антифриза и «Тосола»

Особенно актуальны антифризы в северных районах с очень холодными зимами.
• При «консервации» дачи, коттеджа прочее. Антифриз можно не сливать из системы, он не замерзнет и не спровоцирует порыв трубопроводов.
• При монтаже мощных тепловых пунктов. Антифриз повышает срок эксплуатации отопительного оборудования, поэтому он позволяет экономить на замене элементов системы обогрева.

Если использовать антифриз при температуре, ниже -65 С, он станет разлагаться. Это спровоцирует нарушение работы отопительной системы и выхода из строя теплообменника.

Как заливают теплоноситель

Правильно устроенная система отопления есть эффективной, многофункциональной и экономичной. Беспрепятственная циркуляция теплоносителя обеспечивается монтажом мембранного бака. Под действием температуры жидкость расширяется и выводится в эту емкость. Антифриз заливается в систему отопления через мембранный бачок или сливной патрубок. Это не вызывает никаких сложностей. На упаковке антифриза каждый производитель предоставляет информацию, в какой пропорции его разводить с водой (если это концентрат). Теплоноситель может предлагаться в продажу уже в готовом виде.

Процесс заливания системы отопление антифризом может проводиться своими силами без привлечения квалифицированных мастеров. Для проведения работ понадобятся инструменты:
• Отвертка. С помощью этого рабочего инструмента проводится затягивание хомутов и вывод лишнего газа через воздухоотводчики.
• Плоскогубцы. Их применяют в непредсказуемых случаях, например, при закрытии или открытии крана, если у него нет баранчика.
• Разводной ключ. Этот инструмент используют при снятии и дальнейшей установки заглушки.

А также для заливки антифриза понадобятся материалы:
• Шланг. С его помощью подается теплоноситель.
• Хомуты. Они необходимы для фиксации шлангов у насоса и трубопроводов.
• Пакля или фум-лента. С ее помощью через резьбовые соединения не просачивается теплоноситель.

Этапы процесса заполнения системы отопления антифризом:
1. Из системы полностью удаляется старый теплоноситель. Это происходит за счет открытия сливного крана. Теплоноситель выводится через ,специально предназначенный для этого, патрубок. Если жидкость, по каким – либо причинам не выходит естественным путем, ее удаляют с помощью работы циркуляционного насоса.

2. После слива старого теплоносителя, происходит заливка системы отопления антифризом. Для этого используют шланги и циркуляционный насос. Один шланг фиксируется с одной стороны на выходе из насоса, а с другой – на сливном патрубке. Для лучшего крепления используют хомуты. Это делают для того, чтобы при возникновении давления насосом в системе, шланги на начали «гулять» и разбрызгивать теплоноситель. Второй шланг крепиться одним концом к насосу, а второй – остается свободным для погружения в антифриз. В этом случае хомуты не используют.

3. После того, как все шланги прикреплены, включают насос. Происходит забор антифриза из емкости и заполнение ним системы отопления. Стоит проследить момент, когда теплоноситель в канистре закончиться, чтобы не наполнить систему отопления лишним воздухом.

4.В однотрубных системах отопления воздух спускают с помощью открытия кранов «Маевского». В двухтрубных этот процесс происходит немного быстрее. Для этого можно открыть сливной кран или снять заглушку с патрубка. В этом случае давление в трубопроводах не создает обратного сопротивления, и антифриз без препятствий заполняет внутреннее пространство системы.

Есть такие типы котлов, в устройстве каких предусмотрены дополнительные патрубки для подачи в систему теплоносителя.

Выводы

Важным критерием эффективности применения антифризов в качестве теплоносителей есть соблюдение герметичности отопительной системы. Основной компонент раствора, как уже говорилось, этиленгликоль. Это вещество очень хорошо окисляется на воздухе. При повышении температуры этот процесс набирает обороты, причем, чем выше градус, тем быстрее реакция.

Окисление этиленгликоля провоцирует образование гликолатов. Эти вещества разрушают химическую структуру присадок и приводят к окислению трубопроводов изнутри и образованию коррозии. По этой причине в отопительной системе при использовании антифризов монтируют расширительные бачки закрытого типа.

При эксплуатации теплоносителя на основе этиленгликоля рассчитывается оптимальное соотношение концентрации развода основного компонента. При этом стоит придерживаться рекомендаций производителя. Если концентрация этиленгликоля будет завышенной, то это приведет к следующим последствиям – увеличение динамической вязкости антифриза, снижение его эффективности теплоотдачи, образование дополнительного давления на циркуляционные насосы прочее.

Теплоноситель на основе этиленгликоля есть смысл использовать только в тех случаях, когда есть большая вероятность того, что система отопления во время эксплуатации замерзнет и прекратит свою работу на неопределенный период. Заливание антифриза в систему должно проводиться согласно правилам техники безопасности.

Во время эксплуатации теплоносители на основе этиленгликоля особенно чувствительны к перегреву. Какое – либо повышение температуры выше нормы, установленной производителем, происходит расклад полиола и присадок в составе антифриза, вследствие чего образовывается осадок и кислота. Осадок, в случае его попадания на поверхность нагревательных элементов, создает нагар. Это снижает теплообмен на местном уровне и провоцирует перегрев на поврежденном участке.

Кислоты в свою очередь разрушительно действуют на металлическую поверхность, вследствие чего образовывается ржавчина, и пропускная способность трубопроводов снижается к минимуму.

Запрещено использовать антифриз в случаях, когда:
• Отопительная система открытого типа. Этиленгликоль испаряется и может сильно навредить организму, если его вдохнуть.
• Герметизация крепежей системы проведена с помощью подмотки на основе лена и масляной краски. Антифриз разъест покрытие.
• Температура теплоносителя в системе должна быть выше 70 С. Для антифриза на основе этиленгликоля – это граница.
• В системе оцинкованные трубопроводы, крепительные детали прочее.

ikkitousen.ru

ВЕСЬ АВТОМОБИЛЬНЫЙ МИР

ХРАНЕНИЕ АНТИФРИЗОВ
Свежий, не бывший в употреблении антифриз может сохраняться в плотно закрытой стеклянной, железной, пластмассовой таре не менее 5 лет без потери качества. Емкости из оцинкованного железа использовать нельзя, так как антифриз взаимодействует с цинком и становится непригодным к применению.

В антифризе, находящемся в системе охлаждения двигателя, присадки постепенно теряют активность, поэтому через каждые 2 года рекомендуется заменять его свежим.

Можно, однако, увеличить общий срок службы антифриза примерно вдвое по сравнению с указанным, если воспользоваться специальным препаратом «Отэра» (имеется в продаже). Препарат представляет собой концентрированный раствор присадок.

После того как антифриз отработает в системе охлаждения полагающийся ему двухлетний срок, в него добавляют 1 л «Отэры», предварительно слив из сис-темы соответствующее количество отработавшего анти-фриза. Такой «освеженный» антифриз работоспособен еще в течение 1,5-2 лет. Антифризы Тосол, а также марок 40 и 65 являются сильными пищевыми ядами. при попадании их в желудок наблюдается опьянение, затем через 2..12 ч появляются тошнота, холодный пот, головокружение, боли в животе и развивается тяжелое поражение почек, иногда со смертельным исходом.

Нужно ли менять тосол, когда менять тосол в автомобиле, какой срок годности, службы тосола?

Доза антифриза в 50..100 г представляет реальную опасность для жизни.

Первая помощь — промывание желудка водой или раствором питьевой соды (0,5 чайной ложки на стакан воды). Необходима медицинская помощь.

При попадании на кожу антифриз вредного действия не оказывает. Вдыхание паров антифриза ввиду малой летучести этиленгликоля также практически не опасно.

Во избежание случайного отравления нельзя засасывать антифриз ртом при переливании его через шланг; руки после работы с антифризом нужно тщательно мыть с мылом.

Также смотрите (случайные статьи):

РАБОЧИЙ ЦИКЛ ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ
Первый такт — впуск. При движении поршня 4 от ВМТ (вниз) вследствие увеличения объема в цилиндре создается разрежение, под действием которого из карбюратора через открывающийся впускной клапан в цилиндр поступает горючая смесь (паров бензина с воздухом). В цилиндре горючая смесь смешивается с оставшимися в нем от предыдущего рабочего цикла отработавшими газами и образует рабочую смесь. Второй такт — сжатие. Поршень движется вверх, оба клапана закрыты. Так как объем газов в цилиндре уменьшается, то происходит сжатие рабочей смеси, повышается ее температура.

Третий такт — рабочий ход (расширение). В конце такта сжатия рабочая смесь воспламеняется электрической искрой (зажигание) и быстро сгорает (в течение 0,001—0,002 с). — При этом выделяется большое количество тепла и, как следствие, повышается даапение газов, которое передается на поршень, перемещая его от ВМТ к НМТ. Сила давления газов от поршня передается через поршневой палец и шатун на коленчатый вал , создавая на нем крутящий момент .

Четвертый такт — выпуск. Поршень вновь движется к ВМТ и выталкивает отработавшие газы в атмосферу через открытый выпускной клапан , после чего двигатель оказывается подготовленным к повторению рабочего цикла в рассмотренной выше последовательности.

Из рассмотрения рабочего цикла двигателя видно, что полезная работа совершается в течение только одного такта — рабочего хода, остальные же три такта являются вспомогательными и на их осуществление затрачивается энергия. Эта энергия получается при рабочем ходе и накапливается маховиком — массивным диском, устанавливаемым на конец коленчатого вала. Маховик обеспечивает также равномерное вращение коленчатого вала двигателя.

В целях получения большей мощности и равномерности вращения коленчатого вала двигатели делают многоцилиндровыми. Так, в четырехцилиндровом двигателе за два оборота коленчатого вала получается уже не один, а четыре рабочих хода (по одному в каждом цилиндре).

УСТАНОВКА ЗАЖИГАНИЯ
Момент воспламенения смеси в цилиндрах двигателя должен быть согласован с положением деталей КШМ и механизма газораспределения (поршень и клапаны). Это согласование достигается установкой зажигания, которая производится всякий раз, когда согласованная работа указанных механизмов и системы зажигания нарушается (например, при сборке двигателя, после снятия распределителя зажигания, при появлении неисправностей ь работе приборов системы зажигания и в других случаях).

Для правильной установки зажигания необходимо:

1.

Проверить и при необходимости отрегулировать зазор между контактами прерывателя.

2. Установить поршень первого цилиндра в положение ВМТ в конце такта сжатия. Для этой цели выворачивают свечу первого цилиндра и в отверстие для нее вставляют бумажную пробку или закрывают это отверстие пальцем. По выходу воздуха из-под пальца (выталкиванию пробки) при проворачивании коленчатого вала пусковой рукояткой находят такт сжатия.

После этого, продолжая медленно поворачивать коленчатый вал, совместить имеющиеся на двигателе метки для установки зажигания. На двигателе «Москвич» совмещается первая риска на шкиве коленчатого вала, (по ходу вращения) с установочным штифтом передней крышки блока цилиндров, ВАЗ—метка на шкиве со второй меткой на передней крышке механизма газораспределения, МеМЗ — первая риска (МЗ) на шкиве коленчатого вала с выступом на крышке распределительных шестерен, ГАЗ-24 — первая метка — паз со штифтом на крышке распределительных шестерен.

3. Снять крышку распределителя, повернуть ротор в положение, при котором его разносная пластина будет совпадать с боковой клеммой первого цилиндра крышки распределителя (пластина ротора, направлена на клемму низкого напряжения корпуса), в таком положении установить распределитель зажигания в гнездо блока и, слегка поворачивая за ротор, ввести валик в зацепление с приводом, завернуть от руки гайку крепления распределителя к двигателю и установить октан-корректор на нулевое деление.

4. Присоединить контрольную лампу одним проводом к клемме низкого напряжения прерывателя, а другим на массу.

5. Включить зажигание и поворачивать корпус распределителя зажигания против направления вращения ротора (на двигателях ГАЗ-24, ЗАЗ и «Москвич» по часовой стрелке, а на двигателях ВАЗ — против часовой стрелки) до начала размыкания контактов (в этот момент контрольная лампа загорается). Момент размыкания контактов можйо также определить «по искре». Для этого провод высокого напряжения, вынутый из центральной клеммы распределителя, надо держать на, расстоянии 3—4 мм от массы и поворачивать корпус распределителя зажигания. В момент размыкания контактов между проводом и массой появляется искра.

6. Выключить зажигание, затянуть ключом гайку крепления распределителя зажигания к двигателю, закрыть крышку распределителя и, начиная с клеммы первого цилиндра, поочередно присоединить провода высокого напряжения к свечам по направ-лению вращения ротора в соответствии с порядном работы двигателя. Присоединить трубку вакуумного регулятора опережения зажигания. Правильность установки зажигания определяется пробегом. Для этого необходимо пустить двигатель, прогреть его до нормальной температуры и, двигаясь со скоростью 50 км/ч на прямой передаче по ровной дороге, резко увеличить подачу топлива. При этом в двигателе должны быть слышны слабые непродолжительные металлические стуки. Отсутствие стуков указывает на позднее, а непрекращающиеся стуки — на раннее зажигание. Уточнение угла опережения зажигания в этом случае осуществляется октан-корректором.

 

Как же выбрать действительно качественный тосол?
В первую очередь, выбирайте тосол известной и хорошо себя зарекомендовавшей марки.
Обязательно обращайте внимание на упаковку, также проверьте наличие допуска межведомственной комиссии Госстандарта на производство и реализацию охлаждающей жидкости.

Возможно ли проверить в домашних условиях, является ли тосол настоящим, а не подделкой?
Оценить качество продаваемых охлаждающих жидкостей в домашних условиях практически невозможно.

Есть ли срок годности у антифриза в упаковке?

Замер плотности, который может лишь косвенно показать соотношение раствора воды и этиленгликоля, сделать правильно в домашних условиях достаточно просто, но никто не гарантирует, что этот результат будет верным. Основная причина — производители контрафактной продукции легко могут достичь нужной плотности, добавив дешевые химические ингредиенты, например соль. Чтобы действительно оценить качественные показатели охлаждающей жидкости необходимо проводить лабораторные исследования.

В каких случаях возникает необходимость в замене охлаждающей жидкости?
Мы рекомендуем менять тормозную жидкость, если:

  • Жидкость не менялась в течение 2-х лет;

  • В систему добавлялась вода и концентрация не известна;

  • При покупке подержанного автомобиля;

  • В систему залита жидкость сомнительного качества.

С чем связано ограничение срока эксплуатации охлаждающей жидкости?
Система охлаждения двигателя не бывает абсолютно герметичной; кроме того, в процессе эксплуатации жидкость взаимодействует с различными материалами и работает в условиях большого диапазона температур. В результате этого расходуются ингибирующие добавки, снижаются смазывающие свойства, появляются продукты коррозии, повышается пенообразование и ухудшается теплопередача.

А чем промыть систему охлаждения перед тем как залить ОЖ?
Накипь и продукты коррозии можно удалить только специальными промывочными средствами (концентратами) — водными растворами слабых кислот (муравьиной, щавелевой или соляной) с добавленными ингибиторами коррозии. Промывать систему нужно в соответствии с указаниями их предприятия-изготовителя. После чистки желательно удалить остатки моющего состава, промыв систему дистиллированной водой — как минимум один раз, если в инструкции к жидкости не указано иначе.

Какой срок годности у тосола А-40М?
Срок хранения – 5 лет, срок эксплуатации обычно устанавливает производитель транспортного средства (рекомендует). Обычно он составляет 2 года или 40 тыс. км пробега.

Замена антифриза. Когда его нужно менять?

Регулярная замена антифриза важна для оптимальной работы системы охлаждения двигателя. Поговорим как заменить антифриз в системе охлаждения двигателя и как часто необходимо его менять?

Когда нужно менять антифриз?

Многие механики рекомендуют менять охлаждающую жидкость двигателя раз в два года для предотвращения образования коррозии, особенно в автомобилях с алюминиевыми головкой цилиндра и радиатором. На самом деле реальный срок службы определяет производитель автомобиля.

Для примера, авто компании Volkswagen и General Motors дают пожизненный срок на замену антифриза в машине, Ford дает десять лет или 240 000 км пробега, Mercedes-Benz — пять лет, АвтоВАЗ — 75 000 км пробега. BMW и Mitsubishi рекомендуют менять антифриз каждые 4 года, Daimler — раз в пятнадцать лет. General Motors, Mazda и Renault говорят, что смена охлаждающей жидкости не нужна в течение всего срока эксплуатации машины.

Почему можно не менять антифриз в течение длительного срока? Производители выпустили на рынок антифризы нового поколения с формулой, которая, по их заявлениям, позволяет увеличить сроки замены антифриза до 200 000 км.

Продолжительность срока действия антифриза зависит от содержания в нем антикоррозийных добавок, таких как силикаты и фосфаты.

Срок годности антифриза, правила хранения охлаждающей жидкости

Пока эти вещества присутствуют в антифризе, менять его не нужно. Как только количество антикоррозийных веществ снижено, двигатель и радиатор подвергаются электролитной коррозии. Особенно это опасно для двигателей с алюминиевыми деталями.

Если пришел срок замены антифриза, то в идеале его нужно заменить на оригинальный, что и был залит на заводе. Но как это узнать и можно ли в магазине купить аналогичный? При выборе охлаждающей жидкости нужно руководствоваться рекомендациями авто производителя, указанными в сервисной книжке. Если тип рекомендованной охлаждающей жидкости не удалось выяснить, то следует покупать антифриз с маркировкой G12, как наиболее универсальный.

Другой вопрос — нужно ли промывать систему перед заменой нового антифриза? При замене охлаждающей жидкости промывка обязательна, особенно если слитый антифриз содержит масло, грязь и другие загрязнения, или не знаете, что было залито ранее. Если при замене антифриза старая жидкость не имеет каких-либо загрязнений, а заливаете точно такой же антифриз, который был ранее, то промывка не обязательна.

Самый простой способ промывки — залить в систему охлаждения чистую воду и завести двигатель на 10 минут. Для лучшего эффекта промывки в воду добавляют до 20% нового антифриза (или до 10 процентов концентрата). При сильных загрязнениях следует делать промывку несколько раз или использовать специальные средства для очистки системы охлаждения двигателя.

Как заменить антифриз в машине?

Антифриз меняется на холодном двигателе. Менять на горячем — опасно, т.к. температура ОЖ составляет порядка 90-100 градусов. Найдите крышку радиатора/бачка и снимите ее, далее найдите сливную пробку радиатора и откройте ее, предварительно поставив под нее большое ведро. Слейте охлаждающую жидкость. После осмотрите шланги системы охлаждения на предмет трещин и разрывов. При необходимости смените их.

Прежде чем заливать новый антифриз систему нужно промыть, чтобы удалить ржавчину и отложения, которые не может удалить вода. Для промывки системы применяется специальные средства. Необходимо залить средства в радиатор и добавить дистиллированную или фильтрованную воду в бачок до краев. Крышки закрыть. Следующий шаг — включить двигатель и подождать, пока он нагреется до рабочей температуры. После выключить мотор и дать остыть, слить жидкость.

После необходимо налить в систему воды, закрыть крышки и снова включить двигатель на 15 минут. Потом дайте двигателю полностью остыть и слейте воду из системы охлаждения. Только после этого заливайте новый антифриз.

После заливки антифриза нужно включить двигатель и отопление в салоне на максимум, чтобы охлаждающая жидкость равномерно распределился по системе и для удаления пузырьков воздуха из системы охлаждения. После нескольких дней не забудьте проверить уровень антифриза в системе и долейте его до нужного уровня, если это необходимо.

Заливайте антифриз в соответствии с рекомендациями производителя. Часто бывает, что при эксплуатации антифриз меняет свой цвет — это зависит от стойкости красителя и не означает, что антифриз пора менять. А если в нем появились продукты коррозии в виде ржавой мути — записывайтесь в автосервис.

Статьи по теме
Комментарии

Зачем столько проблем? Антифриз не так уж и дорого стоит. Да и заливается раз в 5-10 лет. Можно себе позволить. Просто нужно выбирать качественный и проблем не будет, еще и сэкономишь. По цвету и по G классификации вообще выбирать не стоит.

Что ещё почитать

↑ НАВЕРХ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *