Майолика — Вне политики. Вне конкуренции.

Майолика

Майолика (итал. Maiolica — Мальорка) – особая разновидность керамики, в состав которой в основном входит глина. Цветной черепок отличается крупнопористостью. Изделия, изготовленные из этого материала, покрываются особыми видами расписной глазури.

История майолики

Изделия, выполненные из крупнопористой глины, использовались людьми уже несколько тысячелетий назад в Древнем Египте и в Вавилоне. В Средние века техника производства подобного материала из Азии проникла в Европу. Первыми египетское искусство изготовления плитки из глины переняли мастера мавританской Испании, поскольку между этими двумя странами имелись устойчивые торговые связи. Особенно хорошо было налажено производство плитки, используемой для оформления архитектурных сооружений. Керамические изделия, изготавливаемые испанскими мастерами, продавались не только внутри страны, но и поставлялись в другие государства Европы, в частности, в Италию.

В XI в. флорентиец Лукка делла Робиа начал покрывать их особой молочно-белой глазурью, названной майоликой. Это слово произошло от названия острова Мальорка (Майорка), через который керамика поставлялась из Испании в Италию. Глазурь, изобретенная Робиа, подкрашивалась в синий цвет путем подмешивания в состав окиси олова. Зеленый цвет получался после добавления меди, а фиолетовый – марганца. К середине XVI века в Европе открываются новые мастерские по производству майолики — Губбио, Урбино, Пезаро. К концу XVII — началу XVIII вв. начинают свою работу майоликовые мастерские на юге Италии, в Кастелли. Неплохо развито производство этого вида керамики было и в Голландии, где гончарное ремесло зачастую было потомственным. В XVI веке в городе Делфте приезжими итальянскими мастерами было налажено производство керамической плитки. Приняв голландские имена, они открыли школу по производству майолики. Особенно был знаменит так называемый «синий Делфт» — выпускаемая в этих мастерских плитка, предназначенная для облицовки стен, печей и посуды.

Русская майолика

В начале XVIII в. князем Меньшиковым в Стрельне по образцу голландских мастерских была построена керамическая фабрика. Как и положено настоящим произведениям искусства, русские изразцы необыкновенно точно выражали философские и эстетические традиции своей эпохи. Шикарный декор должен был свидетельствовать о богатстве и, соответственно, мощи России. Выпускаемые в Стрельне изразцы использовались в основном для оформления особняков и храмов. Именно такой керамикой отделан петербургский дворец Меньшикова. Очень широко производство майолики было развито в Ярославле и Москве, чьи мастера изготавливали фризы, порталы, плитки для изразцовых печей. Начиная с XVIII в., майолика используется в основном для оформления интерьеров светских зданий и храмов. Подобный декор для знати того времени был показателем солидности и материального благополучия. Выпуском майоликовой посуды, изразцов и мелкой пластики в середине этого столетия занималась московская фабрика Гребенщикова. Также производство подобных изделий было налажено в мастерских Гжели. Изображения для керамики в XIX – XX вв. выполняли такие известные художники, как В. М. Васнецов, М. А. Врубель, А. Я. Головин и другие.

Разновидности майолики

Сегодня на рынке существует несколько видов майолики.

Голландская. Перенятая российскими мастерами технология. Именно такой плиткой отделан дворец первого губернатора Петербурга Меньшикова. Не забыта эта технология и в наши дни.
Итальянская. Эта разновидность майолики сегодня представлена на мировом рынке в огромном ассортименте и пользуется бешеной популярностью. По сути, именно этот материал считается неким эталоном оригинальных решений и привлекательности.
Русская (изразец). Технология изготовления такой плитки мало чем отличается от методов производства голландской плитки. Очень часто на таком материале можно видеть орнаменты с фольклорными мотивами и рисунки с таким же сюжетами. Также классическая русская майолика часто украшается цветами или изображениями предметов быта.

Сферы применения майолики

Сегодня этот вид керамики широко применяется для оформления перегородок и стен. Из этого же материала изготавливают замечательную посуду. Сервизы, выполненные из майолики, отличаются необыкновенной практичностью и высокими декоративными качествами. Что касается плитки, то используется она чаще всего для оформления кухонных стен. В ванной ее клеить не рекомендуется, так как из-за своей крупнопористости она не слишком хорошо переносит воздействие воды. Отличить этот материал от других видов керамики совсем не сложно. Если посмотреть на торец или излом, можно заметить, что это изделие выполнено из красной глины. Есть еще одна область, в которой майолика нашла широкое применение – скульптура. В основном этот материал используется для выполнения монументальных крупных композиций. Сегодня майолика, как и в прошлом, пользуется вполне заслуженной популярностью. Стоят изделия из нее гораздо дешевле фарфоровых, а в некоторых случаях и фаянсовых, и при этом отличаются просто замечательными эксплуатационными характеристиками.

ДПИ > Керамика > Майолика

Итальянская майолика Ренессанса

Керамика стала для Италии некой визитной карточкой, а точнее ее разновидность – майолика . Майолика – это фаянс ярко расписанный в определённых цветах. (преимущественно синий, зеленый, бирюзовый, желтый). Не каждый ярко расписанный фаянс можно назвать майоликой . В 12–13 вв. Италия вела широкую торговлю с Испанией и Ближним Востоком откуда привозились белые изделия с люстровой росписью через остров Майорка. Итальянцы полагали, что эти изделия там и производились, и назвали свою похожу продукцию в честь старого названия острова Майорка. Технология изготовления была заимствована у Валенскийских мастеров Испании. Майолика имеет мелкопористый черепок, не просвечивает, очень белого цвета. В состав массы входили глина, каолины, кварцевый песок. Массу процеживали, то что оставалось на сите отжимали. Чем лучше был отжим, тем меньше была усадка. Затем масса масса отлёживалась в подвале, после чего её отминали. Чем лучше отминался материал, тем лучше было качество изделия. Массу формовали, затем следовал первый обжиг в огромных печах при слабом огне, после была покраска и далее изделие обжигали второй раз в печи на сильном огне. Мастера возрождения использовали оловянную глазурь, она непрозрачная, молочно-белого цвета. Считается, что её изобрел Мастер Лука делла Роббиа (1399-1482). Он делал скульптуры из майолики, табернакли(сооружения для хранения предметов религиозного поклонения, любил расписывать свои произведения цветными глазурями. Роспись делали по непросохшей глазури. Глазурь подкрашивали (кобальт — синий, медь- зелёный, марганец — фиолетовый).

Майолика как семейное ремесло

Особенность ожига,это то что первый обжиг на слабом огне, а второй на сильном. Изделия при обжиге разделяли. Также изделия покрывали люстром. Люстр — тонкая прозрачная плёнка, которая наносится на керамические изделия поверх обожжённой глазури, дающая в результате восстановительного муфельного обжига металлический или перламутровый отблеск. Люстр может быть бесцветным или окрашенным в различные тона (золотистый, фиолетовый, коричневый, оливковый, медно-красный), для этого его подкрашивали: 1)окись меди (зелёный, синий, серый, фиолетовый, и красный); 2) серебро + висмут (оранжевый перламутр); 3) медный купарос (фиолетовый); 4) серебро + медный купарос (золотой с сильным блеском). Процесс люстрирования занимал от 2х до 6 часов. Популярны были свадебные портреты, чернильницы, акваманиле, клетки, композиции на религиозные темы, а также альбарелло(аптечный сосуд в форме кувшина сналала с 2 ручками, потом без них, белая глазурь + синяя роспись). Производство майолики в эпоху Ренессанса было распространено по всей Италии; в общем, ее производили более ста городов, из которых наибольших успехов достигли Губбио, Дерута, Фаэнца, Кастель Дуранте и Урбино. К концу 15 века выработали собственные стили и техники. На изделиях также начинают ставить «знаки мастера», которые помогают определить авторство и центр производства. Фаэнца была наиболее популярным центром производства майолики во всей Италии, считается одним из мест возникновения. Основная масса изделий производилась для бытовых нужд, поэтому ее формы и роспись не были оригинальными. Они имели традиционные для эпохи Возрождения мотивы и орнаменты: путти, маскароны, рога изобилия, гротески, стилизованные арабески или гербы, также мастера иногда расписывали сосуды только декоративными флоральными мотивами. Среди всех мастеров Фаэнцы особенно выделяется Бальдассар Манара, который использовал блюда в качестве холста для своих живописных работ, но иногда он копировал и переносил шедевры живописцев. Дерута. Дерутские изделия, главным образом, отличает некий консерватизм и широкое использование люстра. Их практически не затрагивали новые модные течения, царившие в итальянской майолике. Например, даже повсеместная популярность альбарелл, никак не отразилась на производстве в Деруте, их производили в небольших количествах. Производили свадебные и большие блюда, керамическую плитку сложных форм. В центре блюда поясной портрет, края поделены на радиально расходящийся орнамент. Губбио. Характерен красный, золотистый, красно-рубиновый люстр. Изготавливали плоские чаши с поясными портретами женщин, а также производство свадебных блюд. Изделия имеют красивый металлический отлив. Один из выдающихся мастеров Губбио — Джорджио Андреоли. В его росписях много гротескных орнаментов и фигур, религиозных и мифологических сюжетов, характерных для ренессанса: Три грации, суд Париса, Немейский лев, гидра и т.п.

 

Кастель- Дюранте и Урбино. Изготавливали блюда с портретами, свадебные блюда или "блюда влюбленных. " На таком блюде жених должен был преподнести своей возлюбленной украшения. Блюда не носили портретного сходства. На бандеролях (лентах) писали распространенные женские имена с непременными эпитетами: "прекрасная", "очаровательная". Выбирали, прежде всего, имя, но, старались, чтобы совпал цвет волос и т.д. В начале в Кастель-Дюранте применялись, главным образом, орнаментальные украшения, а среди них особой популярностью пользовались связки оружия. Фон на борту обыкновенно синий, а на дне блюда или тарелки желтый, сами трофеи же выводились своеобразной серовато-оливковой краской. Одним из самых известных художников, работавших в Кастель- Дюранте, того времени является Николо Урбино. Как и многие мастера, достигшие известности, он покинул маленький городок и переселился в столице герцогства Урбино. Происходит введение живописных копий. Изготавливают мороженицы — специальный гротескный орнамент по белому фону (популярен Маркантонио Раймонди). К 1550г. Урбино преобладает на Фаэнцо.

Для всех мастерских характерно использование пути, масок, фантастических животных, рога изобилия, гротесков (меандр, волна, розетки на белом фоне)

На картинах итальянских живописцев того времени видно, что сосуды альбарелли и блюда с росписью ставили на полках и в специальных шкафах-поставцах так, чтобы было удобнее ими любоваться, рассматривая "картинную" роспись, но также изделия из майолики использовались и в быту.

 


Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 42; Нарушение авторских прав


в узком смысле ≈ итальянские керамические изделия 15 ≈ 17 веков с цветным пористым черепком и не допускающей исправлений сюжетной росписью по сырой непрозрачной оловянной глазури (продукция мастерских Фаэнцы, Флоренции, Кафаджоло, Сиены, Урбино, Кастельдуранте), а иногда и с нанесённым сверху люстром (Дерута, Губбио). Итальянская майоликовая живопись (портреты, многофигурные композиции на декоративной посуде, плакетках, панно; работы Никколо Пеллипарио и других) и скульптура (работы семьи делла Рообиа и других) носят самостоятельный характер, что сближает их со станковым и монументальным искусством.

В широком смысле М. ≈ изделия из цветной обожжённой глины с крупнопористым черепком, покрытые глазурью; им свойственны массивность форм, плавная текучесть силуэта, яркий блеск полив, контрастные сочетания цветов. Большое развитие М. получила в странах Древнего Востока (Египте, Вавилонии, Иране), в средневековых государствах Средней, Центральной и Передней Азии. М. производилась также в 14 ≈ 18 веках в странах Европы (Испании, Германии, Франции). В Древней Руси М. была известна уже в 11 веке. Высокого расцвета достигла архитектурная майолика Ярославля и Москвы в 17 веке (наличники окон, порталы, фризы, фигуры святых, изразцовые печи). В 18 веке майоликовую посуду, изразцы, мелкую пластику преимущественно с монохромной росписью по белому фону выпускал завод Гребенщикова в Москве, с полихромной ≈ мастерские Гжели (см. Гжельская керамика ). В декоративной М. на рубеже 19 ≈ 20 веков работали М. А. Врубель, В. М. Васнецов, А. Я. Головин, С. В. Малютин и другие русские художники, в 1930-х годах ≈ советские скульпторы И. Г. Фрих-Хар, И. С. Ефимов и другие. С 1950-х годов к М. обращаются многие советские и зарубежные художники-керамисты (в том числе Ф. Леже, П. Пикассо). Для современной М.

Майолика в интерьере – забытое прекрасное искусство

характерны экспериментаторство, поиски новых пластических и живописных возможностей массы, глазури, эмали. В современной художественной практике М. также называют керамику с цветными глазурями на фаянсовом белом или цветном черепке.

Лит.: Rackham В., Italian maiolica, L., 1952, см. также литературу при ст. Керамика .

Производство майоликовых изделий

Предыдущая15161718192021222324252627282930Следующая

У майоликовых изделий пористый окрашенный или белый черепок, в изломе имеющий землистый вид. Раз­личают майоликовые изделия хозяйственно-бытового (посуда), декоративно-художественного (скульптура) и строительного (плиты и плитки, печные изразцы, панно, горельефы, барельефы и др.) назначения.

Преимуществами производства майолики с окрашен­ным черепком являются возможность использования ^ме­стного сырья, а также высокие художественные свойст­ва изделий, зачастую выполненных в традициях народ­ного творчества. Недостатки майоликовых изделий: вы­сокая пористость и значительная водопроницаемость, недостаточная прочность, склонность к образованию це­ка глазури.

Для производства майоликовых изделий с белым че­репком из массы типа фаянсовой используют просянов-ский каолин, глины огнеупорные — дружковскую и дру­гие, перлит, кварцевый песок или кварцевые отходы као­линовых комби-натов, бой утельных изделий. В произ­водстве изделий с окрашенным черепком применяют ме­стные легкоплавкие глины и пески, иногда комбинируя массы из местных глин различных месторождений. Со­держание карбонатов кальция в глинистом сырье долж­но быть в пределах 5—15%, что способствует лучшему закреплению глазури. Местные виды сырья не должны содержать посторонних, а тем более вредных примесей. В тех случаях, когда местные глины трудно разжижают­ся, их вводят в пластическую массу и шликер в обож­женном до 900—950° С виде как добавку к привозным пластичным глинам.

Тонкий помол и смешение компонентов массы ведут по обычной технологии производства фарфоровых и фа­янсовых изделий. Помол отощающих производят до ос­татка не более 1,5—2% на сите № 006. Влажность сус­пензии отощающих 50—55%. Роспуск глинистых и сме­шивание с отощающими производят в течение 6—7 ч. Суспензию обезвоживают до влажности 23—24% на фильтр-прессах, а затем вакуумируют.

Шликер готовят обычно беспрессовым и реже прес­совым способом. Отощающие материалы в заданном со­отношении подвергают раздельному тонкому помолу в шаровых мельницах до остатка на сите № 006 не более 1,5—2% и смешивают с. предварительно распущенным в воде глинистым материалом (время роспуска 6—8 ч), добавляют электролиты—’0,2% соды и 0,3% жидкого стекла, вводимые сверх 100%. Влажность литейного шликера должна быть 32—33%. До подачи на отливку шликер выдерживают для- созревания не менее 24 ч при постоянном перемешивании в мешалке. Перед употреб­лением шликер пропускают через сито № 07.

В -производстве "майоликовых изделий используют глазури, в основном фриттованные, прозрачные и за­глушённые, белые и цветные, а также ангобы. Цветные глазурные суспензии готовят на основе бесцветных с до­бавкой к ним красящих оксидов или пигментов. Темпера­тура варки фритты 1200—1350° С.

Для глазурования внутренней поверхности изделий применяют бессвинцовые глазури. Получение термостой­ких бессвинцовых заглушённых майоликовых глазурей возможно за счет использования двуоксида церия, вво­димого в виде концентрата, содержащего не менее 80% основного вещества, а также за счет ввода стронцийсо-держащих добавок. Высококачественные бессвинцовые глазури получают при вводе в их состав 1—1,5% окси­да бора и до 5—6% оксида калия. Калийборсодержа-щие и стронциевые глазури обеспечивают высокие деко­ративные свойства майоликовых изделий.

Влажность массы для ручного формования на стан­ках должна быть 23—24%, для формования на полуав­томатах 19—20%. Формование изделий производят на полуавтоматах в гипсовых формах при помощи шаблона или ролика, а также ручной формовкой на гончарном круге.

Приставные детали формуют (отливают) отдельно и приставляют к подвяленным изделиям влажностью 12— 16% при помощи клея, состоящего из равных частей от­ходов при сушке и воды. Оправку изделий производят мокрым способом при влажности 12—16% или сухим при влажности 4—6% на оправочных станках или на гончарном круге.

Литье изделий осуществляется вручную на столах или на конвейере. Время набора стенки изделия требуе­мой толщины для белого шликера 20—30 мин, для цвет­ного 30—40 мин. Подвялка изделий в формах произво­дится до влагосодержания 16—20% в белой массе., и 16—22% в цветной.

Майоликовые изделия декоративно-художественного назначения изготовляют способами пластического фор­мования,, литья, а также лепкой вручную. Плиты и плит­ки строительного назначения прессуют из сухих порош­ков влажностью 6—8%, а также пластичной массы влажностью 16—18% (например, печные изразцы) с ис­пользованием рычажных, гидравлических и фрикцион­ных прессов.

Приклеивание приставных деталей из белой массы производится при влажности ее 17—19%, из цветной — при влажности 18—20%.

Изделия, декорируемые ангобами, вначале подвяли­вают в специальной камере до влажности 12—16%, а затем оправляют. После оправки изделия из цветной массы направляют на декорирование ангобами и до­сушку. Перед употреблением ангоб пропускают через сито № 02 (918 отв/см2). Влажность его должна быть 60—70%. Наносят ангоб окунанием, поливом или при помощи резиновой груши.

Сушат изделия в естественных условиях на стелла­жах либо в камерных или туннельных сушилках с тем­пературой теплоносителя 60—70° С и относительной его влажностью 50—80%. Длительность сушки в зависимо­сти от вида и размера изделий колеблется от 12 до 48 ч.

Глазуруют изделия хорошо высушенные или обож­женные на утель. Глазурная суспензия должна быть плотностью 1,4—1,8 г/см3. Перед глазурованием ее про­пускают через сито № 0315 (494 отв/см2). Глазурь на­носят на изделия окунанием, поливом, кистью, пипет­кой. Могут применяться и комбинированные методы гла­зурования.

После сушки до 5—6%-ной влажности изделия об­жигают в туннельных печах, газовых или электрических, и реже в горнах. Однократный бескапсельный обжиг майоликовых изделий в туннельной печи может быть осуществлен за 14—16 ч. Подъем температуры до 600— 780°С осуществляется со скоростью 130—190°С/ч, за­медляясь до 35—40°С/ч в интервале температур 800— 1080°С. Выдержка при максимальной температуре 1—> 1,5 ч. Охлаждение происходит со скоростью 50—100°С/ч.


Двукратный обжиг майолики характеризуется дан­ными, приведенными в табл. 20. Печная среда на всем протяжении обжига окислительная. Расход условного топлива при обжиге в туннельных печах 0,45—0,7 кг на 1 кг изделий.

У обожженных изделий шлифуют края и ножки, за­тем их очищают, сортируют, упаковывают и направляют на склад готовой продукции.

Вопросы для самопроверки

Характеристика майоликовых изделий и области их использова­ния.

Особенности подготовки масс, глазурей и ангобов в производстве майолики.

Способы формования майоликовых изделий.

Сушка и обжиг изделий.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

К части первой

Августиник А. И. Керамика. Л., Стройиздат, 1975, 380—40§, 487—495, 550—569.

Ахьян А. М. Технология ^фарфоровых изделий бытового назна­чения. М., Легкая индустрия, 1971, 55—57, 280.

Барский Л. А., Данильченко Л. М. Обогатимость минеральных комплексов. М., Недра, 1977, 240—245.

Будников П. П. Гипс, его свойства и применение. М., Пром-стройиздат, 1951, 3—27.

Визир В. А., Мартынов М. А. Керамические краски. Техника. Киев, 1964, 49—172.

Вихтер Я. И. Производство гипсовых вяжущих веществ. М., Высшая школа, 1974, 115—157.

Круглицкий Н. Н. Физико-химические основы регулирования свойств дисперсии глинистых минералов. Киев, Наукова думка, 1968, 68—79.

Мамыкин П. С, Стрелов К. К. Технология огнеупоров. М., Ме­таллургия, 1970, 135—162.

Методы исследования и контроля в производстве фарфора и фаянса. Под редакцией А. И. Августиника, И. Я- Юрчака. М., Лег­кая индустрия, 1971, 254—295.

Миклашевский А. И. Технология художественной керамики. М., Стройиздат, 1971, 14—47.

Милдс М., Лаушке Р. Роспись фарфора. М., Легкая индустрия, 1971, 274—280.

Мороз И. И., Комская М. С, Сивчикова М. Г. Справочник по фарфоро-фаянсовой промышленности. Т. I. М., Легкая индустрия, 1976, 5—9, 86—150.

Мороз И. И. Технология строительной керамики. Киев. Выс­шая школа, 1980, 79—88.

Мороз И. И., Комская М. С, Олейникова Л. Л. Справочник по фарфоро-фаянсовой промышленности. Т. II. М., Легкая индустрия, 1980, 5—36.

Овчаренко Ф. Д., Ничипореико С. П. Исследование в области физико-химической механики дисперсных глинистых минералов. Ки­ев, Наукова думка, 1965, 65—80.

Организационная структура лабораторий и OTK заводов и точ­ки контроля производства/ЦНИИТЭИлегпром. М., 1970.

Печуро С. С, Кржеминский С. А. Основные требования раз­личных отраслей промышленности по производству гипса и рацио­нальные способы получения его. — Труды совещания по производ­ству формовочного гипса. М., Стройиздат, 1957, 46—54.

Ульянов А. А., Тихонов В. А., Литвинова 3. С. Формовочный гипс, Киев., Буд1вельник, 1970, 3—9.

Юшкевич М. О., Роговой М. И. Технология керамики. М., Стройиздат, 1969, 324—Э38, 71—90.

К части второй

Августиник А. И. Керамика. Л., Стройиздат, 1975, 496—544.

Акунова Л. Ф., Приблуда С. 3. Материаловедение и техноло­гия производства художественных керамических изделий. М., Выс­шая школа, 1979, 12—26.

Ахьян А. М. Технология фарфоровых изделий бытового назна­чения, М., Легкая индустрия, 1971, 272—292.

Балкевич В.

Л. Техническая керамика. М., Стройиздат, 1968 84—172.

Булавин И. А., Августиник А. И., Жуков А. С. и др. Техноло­гия фарфорового и фаянсового производства. М., Легкая индуст­рия, 1975, 130—180, 250.

Каолины Украины. Справочник. Киев, Наукова думка, 1982, 300—336.

Мороз И. И. Автоматизация производства фарфоро-фаянсовых изделий. Киев, Технша, 1965, 232—248.

Мороз И. И. Фарфор, фаянс, майолика, Киев, Техшка, 1975, 71—137, 234—256.

Никулин Н.

Что такое майолика?

В., Кортнев В.’ В. Производство электрокерамичес­ких изделий. М., Высшая школа, 1970, 14—28, 84—155.

Порядкова 3. С, Олейник Л. Л., Мороз И. И. Повышение ка­чества и эксплуатационных свойств фарфоровой и фаянсовой посу­ды. М., Легкая индустрия, 1975, 80—94.

Строительнаи керамика. Справочник. М., Стройиздат, 1976, 91—145.

Уайэтт О, Дью-Хьюз Д. Металлы, керамика, полимеры. М., Атомиздат, 1979, 204—212, 512—527.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие

Введение

Часть I. Общие принципы технологии производства тонкокерамических изделий

Глава 1. Классификация изделий и их характеристика

Глава 2. Сырьевые материалы

Глинистые материалы

-Няавни

Отощающие материалы

Приемка, складирование и хранение сырьевых ма-
териалов

Глава 3. Обработка сырьевых материалов

1. Подготовка сырьевых материалов

Глава 4. Приготовление тонкокерамических масс .

Приготовление пластичной массы . . . .

Приготовление литейной массы (шликеров)

Приготовление порошкообразной массы

Глава 5. Изготовление форм

Материалы для изготовления форм

Изготовление форм

Глава 6. Формование изделий

Формование изделий из пластичных масс .

Формование литьем

Прессование изделий

Глава 7. Сушка полуфабрикатов

Теоретические основы сушки и сушильные установки

Сушильные устройства и режимы сушки .

Глава 8. Изготовление огнеупорного припаса

Массы для огнеупорного припаса

Формование (прессование) огнеупорного припаса .

Сушка и обжиг огнеупорного припаса ,

Глава 9. Покрытия, их приготовление и нанесение

Глазури и ангобы

Приготовление глазури

Нанесение глазурного покрытия

Глава Ю. Обжиг изделий

Назначение и сущность обжига

Процессы, протекающие при обжиге ….

Обжиг

Глава 11. Декорирование изделий

Материалы

Нанеседие-декира . : ‘. ‘. ; ‘. ‘. :—.

Часть II^Технология производства фарфоро-фаянсовых)
., изделий "

Глава 12. Особенности производства изделий

Производство твердого фарфора

Производство мягкого фарфора

Производство изделий из низкотемпературного
фарфора

Производство тонкокаменных изделий

Производство саннтарно-строительных изделий

Производство глазурованных облицовочных плиток

Производство хозяйственно-бытового фаянса .

Производство майоликовых изделий ….

Предыдущая15161718192021222324252627282930Следующая

Майолика

Майолика (роспись по сырой эмали) зародилась более тысячи лет назад в Египте, Вавилоне и других странах в результате стремления этих стран сделать у себя фарфор «как в Китае». В XI веке она попала в Италию из мавританской Испании через остров Мальорку, от названия которого и произошёл термин «майолика». Майолика (от названия острова Мальорка, Испания) – вид керамики с пористым, естественно окрашенным черепком от светло-кремового до красного (кирпичного) цвета, покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Для изготовления майолики используют легкоплавкие глины в чистом виде. Часто майоликовые изделия покрывают слоем белой глины, ангобом, скрывающим натуральный цвет черепка. Низкая температура глазурного обжига майолики (960–1050С) позволяет использовать для декорирования широкую палитру цветных глазурей и эмалей. Область применения: изготовление посуды, облицовочной плитки, декоративной керамики.

Одним из первых русских предприятий, выпускавших изделия из майолики, стал московский завод Афанасия Гребенщикова, основанный в 1744 году. Однако мировую известность этому материалу в России, как и всему отечественному декоративно-прикладному искусству XVIII века принесли произведения гжельских крестьян-керамистов. Быстро освоив и переработав у себя дома в Гжели европеизированную гребенщиковскую продукцию, они создали самобытное искусство и такой же оригинальный сосуд, как квасник. Этого успеха в майолике добились гжельские мастера в конце XX века. В конце XX века зародился еще один очаг керамического искусства: в Ярославле в 1992 году появилась производственная фирма "Майолика Павловой и Шепелёва".

 

Итальянская майолика Портал мечети в С-Петербурге декорирован майоликой

 

Суповая миска и блюдо из майолики, Квасники из майолики, созданные на заводе А. К. Гребенщиковазавод А.К. Гребенщикова

Фаянс

Фаянсовая посуда относится к разряду керамической посуды. Само слово фаянс произошло от названия города Фаэнца в Италии, где активно выпускалась керамическая посуда разных видов. В те времена фаянс использовали для изготовления посуды, облицовочной плитки, умывальников и унитазов, но с изобретением фарфора стали отдавать предпочтение новинке. Производили фаянс из смеси белой глины (каолин), полевого шпата и кварца, полученную массу обжигали в печи при высокой температуре и покрывали глазурью. Получаемое изделие чаще всего белого цвета с мелкопористой структурой на изломе. Черепок (обожжённая масса для изготовления изделий) фаянса характеризуется такими качествами как мелкопористость, хрупкость, плотность. Фаянсовая посуда внутри, как правило, белого цвета, снаружи покрыта бесцветной или цветной глазурью.

Первые упоминания о фаянсе связаны с историей Древнего Египта. Согласно имеющимся данным, фаянс производился в Египте и Месопотамии ещё в 4500 году до нашей эры. Правда, состав древнего фаянса сильно отличался от состава современного. В Месопотамии и Египте фаянсовые изделия изготавливали из кварцевой гальки с различными примесями: известняк, сода, железные и медные руды. До Старого Света фаянс добрался лишь в XVI веке. Сначала он под именем майолики выпускался в итальянских городах: Урбино, Фаэнца, Губбио, — а затем уже истинно фаянсовые изделия стали производиться в Сен-Порше во Франции.

На Руси фаянсовая посуда начала выпускаться в XVIII веке. На московской фабрике А. К. Гребенщикова мастера расписывали фаянс прямо по сырой эмали.

Что такое майолика

Талантливые умельцы Товарищества Кузнецова изготавливали фаянсовые изделия, покрытые разноцветными глазурями, делали посуду с печатными рисунками и с объёмными рельефами. Фаянс с синими рисунками производился на фабриках Гжели.

 

Посуда из фаянса, Посуда из фаянса

завод А.К. Гребенщикова

Фарфор

Фарфо́р (тур. farfur, fağfur, от перс. faghfur) — вид керамики, непроницаемый для воды и газа. Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом крупнодисперсной смеси каолина, кварца, полевого шпата и пластичной глины. Можно выделить два основных вида фарфора, мягкий и твердый, но это не значит что какой то из них крепче. Разница между ними заключается в температуре обжига, для мягкого фарфора температура требуется меньше и материал в процессе приготовления размягчается сильней, вплоть до деформации изделия. Для твердого фарфора в силу меньшего содержания флюсов температура для обжига требуется выше от 1400 до 1460 градусов цельсия. Изделия из фарфора можно сделать настолько тонкими, как яичная скорлупа, но они останутся довольно прочными для использования по назначению.

В России издавна были известны фарфоровые изделия из Китая и Германии. Но ввозной фарфор был очень дорог. В начале XVIII века были предприняты попытки организовать собственное производство фарфора, однако при Петре I они не увенчались успехом. Лишь при Елизавете Петровне в 1744 году в десяти верстах от Петербурга был основан первый фарфоровый завод — Императорский. В 1900-е годы исключительно на Императорском фарфоровом заводе стали применяться рельефные цветные эмали, которые использовал в своем творчестве художник Рудольф фон Вельде, создавая стилизованные растительные орнаменты. Излишняя густота красок, плохо растекающихся на глазурованной поверхности, ограничивает художника в свободе мазковой живописи и диктует ему свои законы. Рисунок, несколько примитивный на первый взгляд, всегда обрамлялся золотым контуром.

 

 

Тарелка из сервиза "Собственный" императрицы Елизаветы Петровны

 

 

Орловский сервиз (1760-е годы)

был предназначен для утреннего туалета и завтрака фаворита Екатерины Григория Орлова. Около 300 различных предметов: зеркало в фарфоровой раме, туалетные принадлежности (флаконы, коробки, шкатулки), разнообразная посуда для завтрака с монограммой, изображением трофеев, эмблем

Одним из самых ярких образцов стиля ампир в российском фарфоре

является знаменитый Гурьевский сервиз, созданный мастерами

Императорского фарфорового завода во главе с С. Пименовым, в период

с 1809 по 1816 годы.

 

123


Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 1060;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *