про реле дворников, навеяно происходящими событиями в проекте «mr41» — DRIVE2

Всем привет сегодня хочется поговорить о том, почему не работают дворники на автомобиле ВАЗ 2109, и рассмотреть основные причины.


Как и при любом ремонте, поиск причины неисправности нужно начинать с самого простого и последовательно идти к своей цели, а цель у нас устранение неисправности дворников на девятке.
Первым делом при отказе дворников на девятке нужно проверить предохранители и реле, которые находятся под капотом. Нужно проверить предохранитель F4 (10А) и F5 (15А) если они перегорели то дворники работать не будут и если вы обнаружили сгоревший предохранитель нужно его заменить на новый, конечно же, соблюдая ампераж.
В монтажном блоке так же есть реле, которое отвечает за скорость работы дворников, проверить его на Ваз 2109 можно так, нужно включить переключатель дворников под рулём в самое крайнее положение. В таком положении дворники должны двигаться в любом случае даже если реле не работает, а вот если дворники стоят как истуканы то, скорее всего дело не в реле.
Следующий шаг это осмотр штекера, который идет от переключателя к дворником его нужно осмотреть. И если на штекере есть следы коррозии, то нужно это устранить.
Это были легко устранимые причины неработающих дворников на автомобиле Ваз 2109, и если дело не в этом, то придётся переходить к более серьезным вещам, а именно к частичной разборке некоторых узлов. Для того чтобы добраться до подрулевого переключателя придётся снять декоративные крышки, которые закрывают рулевой вал. После чего нужно снять переключатель и проверить на наличие окисления контактов и в случае необходимости зачистить и собрать обратно.
Следующая причина это неисправный электродвигатель, к неисправностям можно отнести износ щёток, но прежде чем снимать двигатель нужно проверить напряжение на его клеммах. Если напряжение присутствует, то придётся смотреть в каком состоянии щётки. Самая неприятная причина это перегорание обмотки электродвигателя в таком случае вы почувствуете неприятный запах.
Ну, вот и все мы рассмотрели основные причины, почему не работают дворники (стеклоочистители) на автомобиле Ваз 2109. Всем пока.

154

Реле регулировки прерывистого режима дворников

Во время моросящего дождя мне постоянно не хватало стандартных временных пауз в режима взмахов дворников. То дворники работают слишком быстро и трут по сухому стекло, то слишком медленно и видимость дорожной обстановки снижается. Так же многих раздражал факт что при начале полива омывающей жидкости на лобовое стекло сразу срабатывали дворники и скребли по сухому стеклу. Во первых все это было не приятно по звукам и если стекло грязное быстрее появлялись микроцарапины.

Пауза Реле стеклоочистителя

После поиска решений в интернете нашел альтернативное реле дворников с регулятором паузы. Для калины я купил Регулятор паузы с номером 723.3777-01.

Данное реле изменяет следующие алгоритмы работы, по сравнению со стандартным:

  • После начала подачи воды на лобое стекло, взмах дворников начинается только через 0,5 секунд, что позволяет больше воды попасть на стекло.
  • После подачи воды дворники делают только 3 взмаха, по сравнению со стандартными 4-мя (последний взмах свегда шел по сухому стеклу).
  • Регулировка верменной паузы между взмахами дворников, для его изменения есть небольшая инструкция:
    • Переключатель дворников выключен, при включении в прерывистый режим временной интервал становится 5 секунд.
    • Для изменения интервала между взмахами переводим выключатель в выключенный режим, выдерживаем нужное время и опять включаем в прерывистый режим, теперь дворники будут работать с заданным интервалом.
    • Второй способ изменения интервала состоит в следующем: включен прерывистый режим, после завершения взмаха выдерживаем нужную паузу и включаем непрерывный режим и в течении взмаха переключаем обратно на прерывистый, интервал задан.
    • В любое время интервал можно изменить как описано в предыдущих 2-х пунктах.

Для замены самого реле нужно открыть блок предохранителей. Реле стеклоочистителей находится в правом верхнем углу, как показано на картинке.

Извлекаем стандартное реле и вместо него устанавливаем альтернативное с регулировкой паузы.

Другие статьи из данного раздела:

Регулировка паузы стеклоочистителя от 1 до 70 секунд. Замена штатного реле без доработок для ВАЗ 2108-09, 2110-12, Нива, Chevrolet Niva с блоком предохранителей 17…3722-01, 17…3722-01М. АЗЛК 2141, Святогор.

Пауза изменяется в диапазоне от 1 до 70 секунд и определяется водителем по степени загрязнения ветрового стекла автомобиля.

Не нужно менять электрическую проводку или вносить дополнения в переднюю панель автомобиля для того, чтобы «научить» Вашу машину регулировать паузу стеклоочистителя.

Реле выглядит как штатное и устанавливается на его место. Каждое изделие снабжено подробной инструкцией по установке и использованию.

Схема подключения стеклоочистителей (дворников)

При его приобретении нет необходимости обращаться в мастерскую для установки. Воспользоваться новыми возможностями реле сможет любой автолюбитель!

Реле с возможностью регулировки паузы стеклоочистителя снижает износ щеток и уменьшает риск получения на ветровом стекле характерных следов «шлифовки».

Модель 39.3777-03 устанавливается на автомобили:

• ВАЗ 2110, 2111, 2112;
• ВАЗ 2108, 2109 со старым блоком предохранителей 17…3722-01 и 17…3722-01М);
• ВАЗ 2123 Chevrolet Niva;
• АЗЛК 2141, Святогор;
• ИЖ 2126 (ОДА) со старым блоком предохранит.;
• УАЗ 3160.

Регулеровка паузы:

Перевести переключатель режимов стеклоочистителя в положение «Прерывистый режим». Установится стандартная пауза работы стеклоочистителя (примерно 4 секунды между взмахами щеток).

Для изменения паузы надо перевести переключатель в положение «Выключено» и, выдержав требуемую паузу, перевести в положение «Прерывистый режим». Установится новое значение паузы.

Паузу можно уменьшить, переведя переключатель в положение «Непрерывный режим» и в течение первого взмаха щеток обратно — в положение «Прерывистый режим». Установится новое значение паузы.*

*Паузу можно изменить в любое время, повторив шаг 2 или 3.

Установка:

Откройте крышку блока реле и предохранителей.
Извлеките установленное реле стеклоочистителя (оно имеет шесть контактов), и используйте его как запасное.
Установите реле с возможностью регулировки паузы на место извлеченного.
Закройте крышку блока.

Реле готово к работе.

Не так часто, но все же бывает, что на ВАЗ 2109 вдруг отказываются работать дворники.

Схема работы стеклоочистителей (дворников) на ВАЗ-2109, 2108 и 21099

Эта проблема может возникать по разным причинам — от банальной неисправности реле стеклоочистителей до внутреннего обрыва одного из контактных проводов. Как правило, проблема обычно решается заменой реле, но иногда приходится очень хорошо повозиться. При сложной неисправности на помощь придет мультиметр и электрическая схема подключения стеклоочистителей.

Схема подключения стеклоочистителей ВАЗ 2109

1 — Моторедуктор стеклоочистителя ветрового стекла
2 — Термобиметаллический предохранитель
3 — Электродвигатель насоса омывателя
4 — Электромагнитный клапан омывателя ветрового стекла
5 — Монтажный блок
6 — Замок зажигания
7 — Реле зажигания
8 — Переключатель стеклоочистителей и омывателя стекол
КЗ — Реле стеклоочистителя ветрового стекла
А — Порядок условной нумерации штекеров в колодке стеклоочистителя
Б — К выводу «30» генератора
а — Щетка 2-й скорости стеклоочистителя
б — Щетка 1-й скорости стеклоочистителя
в — Пружинная пластина концевого выключателя
г, д — Контактные стойки концевого выключателя
С1, С2 — Помехоподавительные конденсаторы
L1, L2 — Дроссели

Доработка реле управления стеклоочистителем.

Не скажу «за все машины» концерна VAG, а на VW реле управления стеклоочистителем бывает 2-х видов. У одних на торце написан номер «19», а у других — «99». Те, которые «99» — ну очччень крутые! Позволяют в прерывистом режиме работы стеклоочистителя регулировать паузу между ходами щеток от 6 до 20 секунд. Но их нет. То есть есть, но мало и задорого. А вот реле «19» — их много и задешево, но пауза у них есть величина неизменная. 6 секунд.

Однако есть способы несколько устранить дискомфорт в душе обладателя машины с низкопробным реле. Самый простой — купить таки реле «99» и воткнуть вместо «19». Оно подойдет без каких-либо переделок. Но ведь тогда машина не поймет, как нежно Вы ее любите и на что Вы ради нее готовы.

Поэтому можно взять в руки паяльник, отвертку, нож или скальпель, рассыпать по столу кучку радиодеталей, карандашей, ластиков и листиков бумаги и с помощью всего этого барахла придать реле за номером «19» более дружественный интерфейс.

Мы научим его любить новую Родину (в лице хозяина автомобиля), а заодно и лелеять лобовое стекло! Да так, как это не под силу даже навороченному реле «99». Дело в том, что немцы не додумались сделать достаточной паузы между моментом включением насоса омывателя стекла и моментом включения стеклоочистителя. Поэтому щетки начинают тереть по сухому стеклу. Что из-за этого бывает — Вы знаете. Стекло царапается, щетки портятся, грязь плохо смывается. Но все это поправимо…

Что мы будем поправлять?

Реле, естественно. Но до того как мы примемся сдирать с него крышку я хочу поблагодарить HarryGolf (Александр Пономарев, harry@opus.botik.ru) за идею, опубликованную в конференции (http://www.auto.ru/wwwboards/vw/0544/171322.shtml). А позже, в переписке, он дал еще одну отличную идею — добавить задержку заднему стеклоочистителю (загляните на мою страничку весной — к тому времени, глядишь, доработаю и все опишу. А там и стеклоочиститель оттает…). Итак, вынимаем реле «19» из панели предохранителей. Смотрим, что на нем написано.

Если на нем написано «321 955 531А, SIEMENS, 5WK166», то все совсем хорошо. Я переделывал именно такое реле и все, что написано дальше есть прямое руководство к действию (с одной оговоркой). Если там что-нибудь другое, то нижеизложенное следует воспринимать как концепцию, то есть подход к процессу доработки от Вас потребуется более творческий.

Обещанная оговорка: я не ручаюсь за фирму SIEMENS, которая может (не предупредив ни меня, ни Вас!) внести изменения в схему реле и ничего не поменять в надписях на крышке.

Основные основы.

«Нет ничего практичнее хорошей теории!»
(Нильс Бор)

Ничего необычного под крышкой реле Вы не встретите. Надо будет найти и подрихтовать две времязадающие цепочки. Первая (назовем ее «цепью паузы» или «паузой») — задержка включения стеклоочистителя в прерывистом (intermittent) режиме работы стеклоочистителя и вторая (давайте звать ее «цепью задержки» или просто «задержкой») — задержка включения стеклоочистителя при включении омывателя. Задача по силам даже начинающему посетителю кружка «Умелые руки».

Практически со 100% уверенностью могу сказать, что цепь паузы обязательно включает в себя самый большой (и по номиналу, и по габаритам) конденсатор внутри реле. Цепь задержки — его ближайшего заместителя. Да, скорее всего, в реле и будет всего два конденсатора, вряд ли больше. Еще про цепь задержки можно сказать, что она начнется от контакта (узкий контакт в углу реле) с обозначением I (хотя его следовало бы маркировать как J; на схемах VW разъемы цепи омывателя и задержки имеют в обозначении именно букву J!), далее будет резистор, ограничивающий ток заряда конденсатора (то есть этот резистор будет определять интересующее нас время задержки между включением насоса и началом работы стеклоочистителя; на моей схеме обозначен R10), собственно конденсатор (если конструктор был психически нормальный человек — то другой вывод конденсатора пойдет на массу; на моей схеме обозначен С1) и резистор, ограничивающий ток разряда (он определяет, сколько рабочих ходов сделает стеклоочиститель после выключения омывателя; на моей схеме обозначен R8). Вот и вся цепочка. После подачи напряжения на насос омывателя С1 заряжается через R10. Через некоторое время напряжение на нем становится достаточным для открывания транзистора V4.

Транзистор открывается, щетки стеклоочистителя начинают двигаться в непрерывном режиме. Зарядка конденсатора C1 продолжается, пока не снято питание с насоса. После снятия питания насоса C1 разряжается через R8 и эмиттерный переход V4. Пока напряжение на конденсаторе не снизится до значения, при котором V4 закроется, стеклоочиститель будет продолжать работать.

Чтобы совсем уж покончить с идеологией надо еще пару слов сказать о цепи паузы. Так я скажу, что описание, сделанное HarryGolf, совершенно не подходило к цепи паузы в моем реле. В свою очередь, если мое описание не подойдет «как родное» к Вашему реле — будьте бдительны. И еще скажу, что схема стеклоочистителя, имеющаяся в описании WV Passat B3/B4 издательства TechnoBook неверна! На самом деле контактная группа в редукторе стеклоочистителя имеет ТРИ контакта, а не два. Так что будьте бдительны еще раз, еще много-много раз…

Что делать, прежде чем делать?

Содрать крышку с реле. Задача несложная. Далее прикидываем, насколько то, что обнажилось пред нашим взором соответствует тому, что было у меня.

Что было у меня? А вот что:

Все обозначения на схеме реле соответствуют обозначениям на плате реле. Обозначения, в которых я не уверен (рассмотреть их обозначения на плате мешали элементы конструкции) обозначены символом * (например, R6*). Схема бортовой сети показана условно, так, чтобы было понятно кто, что, когда и куда включает. Обозначения контактов в разъемах T4, T5 и разъема реле соответствуют схемам VW. Обозначения подрулевого переключателя и реле стеклоочистителя (E22 и J31) тоже соответствуют схемам и спецификациям VW. Контакты концевого выключателя в редукторе стеклоочистителя показаны в положении остановленного двигателя (или, иными словами, щетки вернулись вниз, на место, и мотор стеклоочистителя остановился). SW1 — выключатель омывателя (цепи питания насоса не показаны), SW2 — выключатель прерывистого режима работы. SW1 и SW2 независимы и SW1 имеет, так сказать, приоритет: независимо от состояния SW2 при включении SW1 стекло будет обрызгано и щетки будут работать так, как я описал выше. А когда SW1 будет выключен и процесс омывания/очистки будет завершен, схема будет работать в соответствии с положением SW2.

Что сделано и зачем.

Увеличен номинал резистора R10. Теперь он составляет 22 кОм. Мне так нравится. Вы можете временно впаять вместо R10 соединенные последовательно постоянный резистор на 15 кОм и подстроечник (или переменник) на 15 или 20 кОм. Подберите устраивающую Вас задержку (я ездил дня 4, пробуя разные варианты) и замените временную цепь постоянным резистором с ближайшим номиналом. Или оставьте на месте, на случай если вкусы поменяются, подстроечник (переменник? С красивой ручкой? На торпеде? Да Вы маньяк похлеще меня!). Только творчески закрепите этот подстроечник, чтобы он не болтался. Я, признаться, собирался так сделать… Взять многооборотный подстроечник (скажем, СП5-1А), закрепить его на напаянных стойках или на «холодной сварке» шлицом к водителю… В крышке реле напротив его шлица дырочку просверлить… Но я вовремя одумался!

Будьте готовы к тому, что количество рабочих ходов щеток после отключения омывателя уменьшится (конденсатор C1 теперь заряжается дольше и может не успеть зарядиться полностью за то время, что работает омыватель). Если Вас это не устраивает, увеличьте сопротивление резистора R8 — тогда он будет дольше разряжаться.

Теперь про паузу. Сначала надо отключить имеющийся резистор R7*. Он находится под реле, и выпаять его — проблематично. Или лениво. Да и не за чем. Проще перерезать дорожку. Ножом вырезаем из нее кусочек длинной в миллиметр. Больше не надо. Вместо R7* будут работать R7′ и R7». R7′, постоянный резистор номиналом в 20 кОм (можно в 10 кОм, но, по-моему, этого маловато) ограничивает минимальное значение паузы (мне нравится порядка 3-х или 4-х секунд; иначе проще включить непрерывный режим работы), а переменный резистор R7» будет определять максимальное значение паузы. У меня в качестве R7» стоит переменный резистор на 100 кОм.

Конструктивно регулятор паузы выполнен так: к контактным площадкам R7* припаяны два провода МГТФ, которые выведены из-под крышки реле (сделаны два маленьких пропила: в плате с деталями и в крышке) к разъему («мама», 2 контакта), укрепленному изолентой на крышке реле, на ее нижней, ближней к полу машины, стороне. Одна из заглушек на торпеде (рядом с выключателем обогревателя заднего стекла и выключателем противотуманных фар) снята и в нее врезан переменный резистор R7». К его выводам припаян R7′. От этих резисторов идут короткие провода к разъему («папа», 2 контакта), укрепленному на R7». Это позволяет в случае необходимости снять заглушку с резисторами как обычный выключатель. От резисторов до реле проложен провод с разъемами, с одной стороны (возле реле) он кончается «папой», а с другой стороны (возле резисторов) — «мамой».

Подробнее про детали.

Резисторы R7′ и R10′ имеют мощность 0,25 Вт. Тип — любой.

Резистор R7» можно взять любого типа. Но, если Вы — ценитель, рекомендую взять его с логарифмической (группы B, (лат. регистр)) зависимостью. Тогда вначале пауза будет увеличиваться медленно, а потом — быстро. А если Вы — ценитель с возможностями, то советую заглянуть, скажем, в «Чип и Дип» и поразмыслить над имеющимся выбором.

Резистор можно взять движковый, типа SL-20V1-A100K. Длина корпуса у них — 34 мм. В стандартной заглушке нужно только прорезать щель под движок (там расстояние между боковыми стенками 33 мм плюс чуть-чуть; этот резистор в заглушку влезает и защелкивается так, как будто всю жизнь там стоял). И подобрать для него понтовую ручку. Ручку, видимо, придется крепить с клеем, потому, что стенка заглушки толстая, а высота движка — маленькая. Ну и не страшно. Но резисторы этого типа бывают только с линейной (группы А) зависимостью. Достоинства: крепление несложное, вид приятный.

Еще вариант: взять резистор типа R12-N2, подобрать под него ручку или изготовить ручку самостоятельно. Достоинства: они бывают типа B; регулятор можно сделать в истинно VW духе, так, как сделаны регулятор яркости панели приборов или корректор фар. Может быть, даже получится взять ручку регулятора яркости (немного доработав). От корректора фар и не пробуйте — конструкция у него весьма специфическая, резистор воткнуть некуда. Угол поворота ограничен). Закрепить резистор такого типа можно на текстолитовом (например) переходнике, приклеенном к заглушке.

И еще вариант: взять резистор типа R17-N1-B и тоже с понтовой ручкой. Достоинства: легкость крепления. У меня реализован именно он.

Дворники ВАЗ 2109: приемы обследования и реабилитации

На машине в торпеде (рядом с переключателями обогрева заднего стекла и задней противотуманки) стояла свободная заглушка, да вдобавок в ней кто-то когда-то зачем-то провертел дырку диаметром 18 мм. Да еще не по центру. Я долго эстетически страдал и думал — зачем? А оказалось, что 18 мм — это то, что надо. В эту дырку прекрасно утопились гайка резистора и излишняя высота его втулки! Я только вырезал и вклеил подходящую (21мм х 24мм) панельку из подходящей пластмассы. Отверстие для резистора имеет диаметр 7 мм. Оставшееся сбоку место можно использовать для какого-нибудь светодиодного индикатора или, если угодно, «маячка» для поиска ручки регулировки паузы в темноте. А сама ручка мне попалась диаметром как раз с заглушку. Дырки не видно. Есть еще одна ручка, еще большего диаметра. Крутить будет удобнее, но габариты узла будут… Мммм… Нестильные…

Подробнее про все эти резисторы можно узнать на сайте магазина «Чип и Дип», http://www.chip-dip.ru/shop/showgroup.xtml?gid=10702. Учтите еще, что допуск на перечисленные переменные резисторы +/- 10%. И нам бы с Вами лучше, чтобы в «+» (а вот мне попался в минус…). Так что в «Чип и Дип» отправляйтесь с тестером. Или там у них попросите. Возьмите у продавца пяток-десяток резисторов и промеряйте. Не стесняйтесь, клиент всегда прав!

Еще про детали: разъемы я сделал из купленных в Чипе же и Дипе же разъемов PLD и PBS. Строго говоря, они предназначены для впайки в печатные платы. PLD — это «гребенка» из многих пар штырей. Пары неплохо отделяются ножом, только не убейте стол — пластмасса хрупкая. Отрезанные пары улететь норовят — опять же, из-за хрупкости пластмассы. Гнезда PBS имеют шаг как на PLD и бывают на одну, две и т.д. пары контактов. Вот я и купил 18-ти контактный PLD и два двухконтактных PBS.

Тоже про детали: если Вам потребуется углубленное изучение своего реле, то Вам может сильно пригодиться программа определения номиналов резисторов по нанесенной на них цветовой маркировке. Эту программу можно взять здесь: http://remont.nm.ru/soft/resist.zip.

Чего в этом супе не хватает.

Подсветки.

И зависимости величины паузы от скорости движения машины. Сделаете — расскажите как сделали!

Вместо заключения.

— Хочешь критиковать? Похвали сперва!
(Охотник из к/ф «Обыкновенное чудо»)

Все вопросы, замечания и пожелания присылайте мне. Я очень старался не нарушать ничьих копирайтов. Ну, разве что цитату из «Обыкновенного чуда» переврал – не помню дословно, сорри.

Ежели Вы мое творение перепечатывать соберетесь – сделайте упоминание меня. Или моей странички. Мне приятно будет…

С уважением, Дмитрий Орлов.

P.S. Некоторые старые браузеры не в силах показать Вам рисунки в формате *.PNG. Если Вы принадлежите к числу несчастливых обладателей такого браузера, но не в силах ни расстаться с ним, ни уговорить его отречься от ереси (а это имеет смысл! Схема реле в формате PNG занимает 16Кб, а сделана она из 178Кб JPG; и при необходимости она конвертируется обратно в такого же размера JPG, т.е. рисунок храниться в PNG без потери качества!), то попробуйте сохранить у себя страничку целиком, а потом просмотрите ее с помощью, скажем, ACDSee. Или вообще WinWord’ом, если при установке его на компьютер была выбрана установка всех конвертеров графических файлов. Или напишите мне — я вышлю Вам боооольшой JPG.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *