Толщина асфальта по госту

.

Без качественного покрытия трудно представить современные улицы мегаполисов и междугородные трассы. Даже в сельской местности сегодня дороги с асфальтовым покрытием – не роскошь, а потребность. Асфальт, если его уложить с соблюдением всех требований технологии, способен прослужить до 10 лет.

Подготовительные работы

На первом этапе специалисты размечают территорию. На местности отмечается расположение основных элементов автомобильной дороги: полотна, обочин, кюветов. Обустройство дренажных инженерных сетей выполняется до начала асфальтирования.

Типы асфальтобетонных смесей (битум)

Толщина асфальтобетонного полотна и основания зависит от степени загруженности дороги и закладывается на этапе проектирования.

Дороги с преимущественным движением пешеходов и легкового транспорта малой интенсивности требует основания из щебня толщиной в 10-15 сантиметров и однослойного асфальтового покрытия. На трассах с интенсивным трафиком автотранспорта, территориях промышленных зон или заправочных станций обустраивается основание не тоньше 25 сантиметров, асфальтобетонное покрытие укладывается в два-три слоя.

Укладка асфальта

Асфальтирование следует выполнять в сухую погоду, рекомендуемая температура – не ниже +10° C. Если температура ниже рекомендуемой, необходимо использовать специальную машину, которая сушит и разогревает основание.

Асфальтобетон доставляется с ближайшего асфальтового завода самосвалами. С помощью асфальтоукладчиков рабочие распределяют горячую смесь и уплотняют ее катками. В местах, где крупная техника не умещается, используются виброплиты и ручные вибротрамбовки с бензиновым или электрическим приводом. Асфальт укладывается на одном уровне с обочинами, которые выполняют опорную функцию.

Мощность слоя износа зависит от типа и интенсивности планируемых нагрузок. Во дворах жилых домов достаточен слой асфальтобетона толщиной в 4 сантиметра. Для дорог с интенсивным движением грузового транспорта необходимо два слоя. На подготовленное основание укладывается крупнозернистый асфальтобетон толщиной в 4-5 сантиметров. После утрамбовки сверху укладывается слой мелкозернистого асфальтобетона аналогичной толщины. Третий слой требуется, если дорога предназначена для движения большегрузного транспорта.

Для дорог различного назначения применяют соответствующую технику. Катками массой свыше 6 тонн уплотняют покрытие трасс для движения большегрузного транспорта. Машины массой от 2 до 4 тонн используют при прокладке дорог, рассчитанных на умеренные нагрузки. Для улучшения адгезии слоев асфальтобетона дорожные строители используют натуральный вяжущий материал – битум. Разогретый до жидкого состояния битум разливают по поверхности ранее смонтированного слоя. При уплотнении асфальтобетон увлажняют поливальными машинами.

Благодаря своей устойчивости к большим нагрузкам и действиям внешней среды, асфальтовое покрытие пользуется большой популярностью в отрасли строительства дорог разного типа.

Технологии дорожных работ

Технология укладки асфальта требует соблюдения строгих требований, указанных в нормативных документах ГОСТ Р 54401-2011, СНиП 2.05.02-85 и СНиП 3.06.03-85, игнорирование которых зачастую приводит к быстрому разрушению дорожного полотна.

Существует несколько распространенных способов создания устойчивого покрытия, каждый из которых применятся для конкретной ситуации. Для большей эффективности, все работы делятся на несколько этапов, последовательность каждого из которых регламентируется отдельно.

Заказать работы

Технология укладки асфальта по ГОСТ

  • Приготовление смеси по ГОСТ 9128.
  • По условиям укладки смесь делят на 2 типа:
  • для укладки при температуре выше +5 градусов;
  • для укладки при температуре от – 25 градусов до + 5 градусов;
  • формула изготовления холодного асфальта разработана с учетом наличия составляющих (битума, камня (щебня) и дизтоплива) Центральной части РФ.

Приготовление смеси для укладки предусматривает использование щебня, горных пород, которые соответствуют требованиям ГОСТа 8267, отсева осадочных пород, по ГОСТу 8736.В качестве вяжущего органического компонента используют битумы – БНД 60\90 и БНД 90\130 по ГОСТ 22245.

Этапы укладки асфальта

Строительство новой или восстановление существующей дороги начинается с этапа проектирования, на котором определяются главные характеристики будущей трассы – пропускная способность, максимальная нагрузка, планируемый срок эксплуатации. После этого выбирается оптимальная технология укладки асфальта, и начинаются строительные работы, состоящие из следующих этапов:

    1. Предварительная подготовка места под прокладку дороги. Включает в себя расчистку местности от растительности, создание дорожного «корыта», и трамбовку его дна.
    2. Укладка слоев песка и щебня, которые препятствуют проседанию асфальта и равномерно распределяют нагрузку от автомобильного транспорта. Каждый слой тщательно утрамбовывается.
    3. После того, как несущий слой достиг проектных характеристик, на него укладывают асфальтную смесь. В зависимости от того, какая технология укладки асфальта была выбрана, смесь может быть холодной или горячей, иметь разную консистенцию и физико-механические параметры.

Укладка асфальта холодным методом

Существуют 2 главных технологии укладки асфальта – это так называемые «горячий» и «холодный» методы. Установка холодного асфальта в последнее время получает все большее распространение, так как отличается простотой, а также отсутствием особых требований к температурному режиму и погодным условиям. Низкотемпературная технология предназначена для проведения текущего ремонта – после окончания работ, асфальт следует выдержать всего несколько часов, после чего можно продолжать эксплуатацию трассы.

Горячая асфальтная смесь состоит из разогретого битума и мелкого гравия, укладывается исключительно в сухую погоду, однако оптимально подходит для капитального ремонта и строительства новых дорог, так как лучше распределяется по поверхности и отлично уплотняется.

Укладка асфальта горячим методом

Горячая асфальтная смесь состоит из разогретого битума и мелкого гравия, укладывается исключительно в сухую погоду, однако оптимально подходит для капитального ремонта и строительства новых дорог, так как лучше распределяется по поверхности и отлично уплотняется.

Ямочный ремонт

Ямочный ремонт проводится в несколько этапов:

  • Изучение конфигураций выбоины и разметка ее границ;
  • удаление поврежденного материала при помощи отбойного молотка или фрезы;
  • очистка поверхности выбоины от мелких кусков асфальта, грязи и асфальтной крошки;
  • обработка участка жидким битумом или полимерной эмульсией;
  • укладка смеси, содержащей мелкофракционный щебень с добавками битума;
  • нанесение верхнего битумного слоя.

Преимуществом ямочного ремонта является высокая скорость его выполнения, благодаря чему восстановление дорожного покрытия может проводиться без полной остановки движения транспорта.

.

Технология укладки асфальта

.

Асфальтовое покрытие: гост, ремонт, технология укладки

Дорожные покрытия

Проезжая часть улиц и дорог должна иметь одежду, соответствующую требованиям движения транспорта. Дорожная одежда состоит из нескольких слоев. Верхний слой одежды называется покрытием. Покрытие в свою очередь может состоять из слоя износа, периодически возобновляемого в процессе эксплуатации, и собственно покрытия. Покрытие может быть однослойным и двуслойным. Под покрытием располагается основание — несущая часть одежды, обеспечивающая вместе с покрытием передачу нагрузок на подстилающий слой или непосредственно на грунт земляного полотна.

Основание может состоять из одного или из нескольких слоев исходя из общей толщины одежды, установленной расчетом, и необходимости разделения на слои по условиям технологии производства работ. Нижний конструктивный слой дорожной одежды, располагаемый под основанием, называется подстилающим слоем.

Классификация покрытий проезжей части по СНиП 11-60-75 приведена в табл. 4. Конструкции дорожных одежд жесткого типа приведены на рис. 1.

Рис. 1. Конструкция дорожного асфальтобетонного покрытия на цементно-бетонном основании: двуслойного (а), однослойного (б)

1 — песчаный или мелкозернистый асфальтобетон;

2 — крупнозернистый асфальтобетон;

3 — бетон марки М200;

4 — песок;

5 — мелкозернистый асфальтобетон

Таблица 4. Классификация покрытий проезжей части дорог

Категория улиц и дорог Тип покрытия и конструкции проезжей части
Скоростные дороги, магистральные улицы общегородского значения, дороги грузового движения Усовершенствованные капитальные (цементно-бетонные и железобетонные, асфальтобетонные на прочных основаниях, мозаичные мостовые на бетонных и каменных основаниях, брусчатые мостовые на основаниях, укрепленных вяжущими материалами)
Магистральные улицы районного значения Усовершенствованные капитальные; усовершенствованные облегченные (из битумно-материальных смесей или холодного асфальта на основаниях из щебня и шлака, на гранитных основаниях, укрепленных вяжущими материалами; щебневые и гравийные; брусчатые мостовые на песчаном основании)
Улицы и дороги местного значения промышленных и складских районов Усовершенствованные капитальные или облегченные переходные (грунтоасфальтовые; щебеночные, гравийные и шлаковые с поверхностной обработкой вяжущими материалами; грунтощебеночные и грунтогравийные, обработанные вяжущими; мостовые из булыжников и колотого камня)
В том числе: жилые улицы и проезды поселковые улицы и дороги Усовершенствованные облегченные и переходные
Усовершенствованные облегченные или переходные (гравийные, щебеночные, шлаковые, грунтовые, улучшенные местными материалами)

Тротуары, пешеходные дорожки.

Ширина тротуаров устанавливается с учетом категории и назначения улицы и дороги в зависимости от размеров пешеходного движения, а также размещения в пределах тротуаров опор, деревьев и т. п.; ширину пешеходной части тротуаров следует принимать кратной ширине одной полосы пешеходного движения, равной 0,75 м. Ширину пешеходной части тротуаров улиц и дорог различных категорий следует принимать согласно табл. 5.

Таблица 5. Ширина пешеходной части тротуаров

Категория улиц и дорог Ширина, м
на первую очередь на расчетный срок
Магистральные улицы:    
   общегородского значения 4.5 7.5
   районного значения 3 6
Улицы и дороги местного значения (жилые улицы) 2.25 4.5
Дороги промышленных и коммунально-складских районов 1.5 4.5
Поселковые улицы 1.5 1.5
Пешеходные дороги 3 4.5

Бортовой камень, ограждающий тротуар от проезжей части улиц и дорог, должен быть приподнят над проезжей частью на 15 см.

Конструкция дорожной части основной сети тротуаров приведена в табл. 6.

Таблица 6. Конструкция дорожной одежды тротуаров

Основание Толщина слоя основания, см Покрытие Толщина слоя покрытия, см
Щебень известковый прочностью 30 … 60 МПа 10 Песчаный асфальт 3
Грунт, укрепленный цементом (8 … 14% массы сухой смеси) 15 То же 3
Грунт — асфальт на песчаных грунтах 4 » 3
Грунт — асфальт на супесчаных грунтах 4 » 3
Песчаный местный грунт или песчаный слой Бетонные пли железобетонные плиты 4 … 6

К сборным покрытиям тротуаров предъявляют те же требования, что к усовершенствованным покрытиям других типов: они должны быть ровными, нескользкими, обладать требуемой прочностью и устойчивостью. Устойчивость конструкции тротуаров в первую очередь должна обеспечиваться устойчивостью земляного полотна, для которого имеет большое значение водоотвод.

Для исключения влияния погодно-климатических условий на устойчивость земляного полотна и расположенных на нем оснований и покрытий тротуаров между основанием и земляным полотном устраивают подстилающий слой (водоморозозащнтный), способствующий созданию благоприятного водно-теплового режима. Этот слой (дренирующий) устраивают из водопропускающнх (дренирующих) материалов (песка, песчано-гравийных смесей, шлака металлургического, гравия н других сыпучих материалов). Водопоглощающая способность этих материалов характеризуется скоростью фильтрации воды, которая должна быть не менее 3 м3/сут. В зависимости от типа грунтов земляного полотна и климатических условий толщина дренирующего слоя может быть принята в соответствии с данными табл. 7.

Таблица 7. Толщина дренируемого слоя

 

Грунты Толщина подстилающих слоев, см. в климатических зонах
II III IV, V
Супеси легкие 10 10  
Супеси тяжелые, пылевые пески 15 12 10
Суглинки, глины 20 15 10
Пылеватые супеси и суглинки 2 Г. 20 15

Попадающая в дренирующий слой вода с помощью дренажей мелкого заложения отводится в водосточную сеть. Простейшими н наиболее распространенными типами оснований сборных покрытий тротуаров являются песчаники, толщину которых принимают не менее 10 см.

При наличии песчаного подстилающего слоя толщиной 15 см н более укладку плит или мощение производят непосредственно по этому слою. При плитах малых и средних размеров верхний слой песка толщиной 10 см рекомендуется стабилизировать введением цемента в количестве 10… 12% (по массе).

Укладка малоразмерных тротуарных плит непосредственно на песчаный необработанный слой производится в основном на внутриквартальных территориях при хороших грунтовых и гидрогеологических условиях. При покрытии из мелких элементов (мозаичная плитка и др.) удельные нагрузки на основание обычно повышаются по сравнению с нагрузками, передающимися через плиты. В этом случае основания выполняют из каменных материалов (щебня) или металлургических шлаков. При этом мощение ведут по укладываемому поверх основания выравнивающему слою из песка или мелких каменных высевок толщиной 2…3 см.

Толщину основания принимают в зависимости от расчетных нагрузок на покрытие, размеров сборных элементов покрытия, материалов основания, грунта земляного полотна и условий по увлажнению.

Покрытия тротуаров рассчитывают на движение пешеходов, пропуск тротуароуборочных машин, а в отдельных случаях — легковых или грузовых автомобилей с учетом въезда последних на территорию микрорайонов, подъезда к отдельным расположенным вдоль улицы зданиям (в частности, торговым), заезда различных аварийно-ремонтных машин.

При расчете одежд тротуаров принимают следующие нагрузки на колею расчетного автомобиля, кН:

при заезде одиночных автомобилей, в основном легких, — 12,6;

при заезде различных автомобилей, в том числе уборочных, — 27,5 (55 на ось);

при возможном заезде тяжелогруженых автомобилей — 35.

Толщину оснований для сборных покрытий тротуаров следует принимать в зависимости от материала.

  • Прочные каменные материалы, цементно-грунтовые смеси  10 … 12
  • Металлургические шлаки 12 … 13
  • Битумогрунтовые, битумогравийные и битумощебеночные смеси 7 … 8
  • Щебень из слабых каменных материалов или кирпичный  13 … 15

Конструкции сборных покрытии тротуаров на песчаном н щебеночном основании приведены на рис. 86.

Плиты укладывают в плане без перевязки швов (в этом случае продольные и поперечные швы между соседними плитами совпадают друг с другом) или с перевязкой швов. Покрытия из бетонных плит различной формы приведены на рис. 87.

а — при укладке прямоугольных плит без перевязки швов; б, в — то же с перевязкой швов; г — при укладке плит диагональными рядами; д, е — при укладке шестиугольных плит.

Для заполнения зазоров между плитами рекомендуется использовать водостойкие материалы, обладающие хорошим сцеплением с плитами покрытий и обеспечивающие герметичность швов между ними. Для этой цели применяют цементный раствор, смесь песка с битумом или битумную мастику, которая состоит из битума (60%), известнякового порошка (20 … 25%) н асбестовой крошки (15 … 20%).

Техническая характеристика тротуарных плит приведена и табл. 9 … 10.

Тротуарные плиты должны изготовляться из тяжелого бетона марок М300, М350, М400 и М450 или из песчаного бетона марки не менее М 400.

Прочность бетона на сжатие и растяжение при изгибе должна быть не менее указанной ниже.

Таблица 8

Марка бетона Прочность, МПа:
на сжатие на растяжение
при изгибе
М 300 30 4
М 350 35 4.5
М 400 40 5
М 450 45 5.5

Таблица 9. Характеристика квадратных и прямоугольных тротуарных плит

Тип плиты Размеры плиты, мм Mecca плит, кг, укладываемых но щебеночном и бетонном основаниях, при плотности, т/м3
а б Толщина h на основании
щебеночном и бетонном песчаном и стабилизированном 2.3 2.4
Квадратные плиты
K1 200 50 60 4,6 4,8
К2 250 50 60 7,2 7.5
КЗ 300 50 60 10,35 10.8
К4 375 50 70 16,2 16.9
К5 400 50 70 18,4 19.2
К6 500 50 70 28,8 30
К7 750 60 80 77.6 81
К8 1000 80 100 230 240
Прямоугольные плиты
П1 375 250 50 60 10.8 11,25
П2 500 250 50 70 14.4 15
П3 500 375 50 70 21.6 22,5
П4 750 375 60 70 38.8 40,5
П5 750 500 60 70 51.7 54
П6 1000 500 80 80 92 96

Таблица 10.

Характеристика пяти- и четырехугольных тротуарных плит

Тип плиты Размеры плиты, мм Масса плит, кг, укладываемых на щебеночном н бетонном основаниях, при плотности, т/м3
а а1 б Толщина h на основании
щебеночном и бетонном песчаном и стабилизированном 2.3 2.4
Пятиугольные плиты для окаймления квадратных и прямоугольных плит
01 177 90 353 50 60 7.25 7.56
02 312 253 414 50 60 17.22 17.96
03 233 152 466 50 60 14.38 15.01
04 265 178 530 50 60 18.92 19.75
05 283 368 566 50 60 33.16 34.6
06 363 90 706 50 60 21.64 22.58
07 529 442 1058 60 80 103.2 107.6
08 707 86 1414 80 100 114.7.4 119.73
Пятиугольные плиты для окаймления шестиугольных плит
09 125 125 432 50 60 9.31 9.72
010 187 375 648 50 70 34,91 36,43
011 250 250 865 60 80 44,76 46.71
Четырехугольные плиты для окаймления шестиугольных плит
012 216 500 50 60 9,31 9,72
013 324 750 50 70 20.96 21,87
014 433 1000 60 80 44,82 46,76

Таблица 11. Характеристика фигурных плит

Тип плиты Размеры плиты, мм Масса плит, кг,
при плотности
Расход плит
на 1 м2, шт
Длинна Ширина Толщина
Ф1 200 200 70 4.4 38
Ф2 285 200 70 07 25
ФЗ 200 186 70 4.4 38
ФА 250 200 70 5.1 33
Ф5 400 444 70 22.4 7.5
Фб 400 110 70 18.8 9
Ф7 560 400 70 31.2 5.5

Отмостки у зданий следует устраивать из литого асфальта толщиной 2.5 см, шириной 0.75 м. а в отдельных случаях 0,5 м. Для оснований в отмостках применяют известковый щебень или металлургический шлак слоем 6 см или кирпичный щебень слоем 8 см. Для оснований в отмостках можно применять также местные грунты, укрепленные цементом (8… 10% по массе сухой смеси).

Для пешеходных дорожек применяют покрытия из грунтов, укрепленных различными вяжущими материалами, основными из которых являются цементы и битумы. Наиболее подходящими грунтами для укрепления их вяжущими материалами являются супеси и суглинки с числом пластичности 3… 15.

Болдырева Л.А., Левинзон А.Л., Миропольская Н.К. — Инженерная подготовка строительных площадок и благоустройство территорий – 1985 г.

Наверх

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *